Могила культуры
В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина идет выставка «Золото сарматских вождей». Многие ее из экспонатов впервые покинули Оренбургский историко-краеведческий музей, да и в целом экспозиция, представляющая сокровища из Филипповских курганов, впервые собрана в таком полном составе.
С середины первого тысячелетия до новой эры на территории евразийских степей доминирующие позиции занимают ираноязычные кочевники. Множество племен, сохраняющих свою культурную самобытность, происходящих из разных регионов и имеющих каждое свои этнографические особенности. Но есть и что‑то, что их объединяет: общий вектор развития — в том числе и культурного. К примеру, общей для этих кочевых племен отраслью было кочевое скотоводство, в условиях степи предполагающее большую подвижность. Отсюда и прочие сходства: всадническая культура, культ верховой езды, похожие представления о мироустройстве, религиозные представления, уровень развития социальных институтов.
Откуда взялись сарматы
Антропологические данные, собранные в разных регионах евразийской степи, дают ценный материал для сравнения. Так, комплекс сарматских племен не был по своему происхождению напрямую связан со скифами, они друг другу не родственники. Сарматы — это группа так называемых восточных европеоидов, их происхождение на сегодняшний день не совсем понятно. Есть мнение, что их предки про‑ исходят с южных территорий — Восточного Туркестана и Юго-Восточного Казахста‑ на. То есть для территории Южного Урала, Западного Казахстана и Поволжья они являются мигрантами. Так в результате миграций и взаимодействия различных этнокультурных компонентов сформировались племенные группы — носители сарматской археологической культуры.