Автомобили без водителей из технологии будущего превратились в драйвер развития современного автопрома. Как они изменят эту отрасль и наши привычки?

РБК

Тема номера — Индустрия будущего

Беспилотные автомобили

Автомобили без водителей из технологии будущего превратились в драйвер развития современного автопрома. Как они изменят эту отрасль и наши привычки?

Текст: Иван Осипов

«Мы снова превратим парковки в парки» — цитата сооснователя мобильного приложения по вызову такси Lyft Джона Циммера лучше всего иллюстрирует перспективы развития индустрии беспилотных автомобилей. Технология, еще несколько лет назад ходившая в ряду футуристических проектов, бурно развивается силами технологических корпораций и автопроизводителей и грозит изменить уклад всей экономики будущего. В том, что автопром стоит на пороге «беспилотной» революции, уверены аналитики ведущих консалтинговых компаний мира. По прогнозу McKinsey, к 2030 году 15% всех новых продаваемых автомобилей будет управляться без помощи водителя. Эксперты Goldman Sachs в том же горизонте ожидают показателя в 60% продаж. Еще в менее отдаленной перспективе — 2020-м — на дорогах всего мира оттачивать беспилотную технологию будет 10 млн машин, подсчитали эксперты BI Intelligence.

$282 млрд составит объем рынка беспилотных автомобилей и связанных с ними сервисов в 2030 году

Источник: A.T. Kearney

Tesla начала оснащать все новые автомобили функцией автопилота, беспилотные электромобили Renault вывел на улицы Бостона стартап ruTonomy, «гугломобили» наездили по трассам пяти штатов более 3 млн км, GM за $600 млн купил стартап по разработке беспилотных машин Cruise, Uber и Volvo запустили в Питтсбурге тестовый проект беспилотных такси стоимостью $300 млн, а фирма Otto (в июне куплена Uber за $680 млн) организовала первую в истории перевозку коммерческого груза (50 тыс. банок пива) — все это новости только последних месяцев. По прогнозу Morgan Stanley, массовое внедрение технологии случится в 2026-м, когда беспилотные автоперевозки окончательно перейдут из разряда утопии в экономическую реальность, а переломный момент наступит на рубеже 2020-х.

В ближайшие годы игрокам рынка предстоит согласовать правила «существования» беспилотных машин с регуляторами. Согласно Женевской конвенции, за рулем транспортного средства обязан присутствовать человек, а эксперименты во всех странах пока проводятся по согласованию с властями. Также им необходимо довести до ума технологию полностью «бесчеловечного» управления, когда вмешательство водителя не будет требоваться ни на одной из стадий движения.

Согласно классификации Национального управления по вопросам безопасности на транспорте США (NHTSA), «цифровизацию» процесса вождения можно поделить на пять уровней. Первые три уровня объединены под аббревиатурой ADAS — advanced driver assistance systems, «развитые технологии поддержки водителя». Первый — «помощь», когда машина помогает водителю исполнять одно конкретное действие (например, удержание скорости круиз-контролем), но управление осуществляет человек. Второй уровень — «выстраивание доверия», когда машина сама двигается по определенному маршруту, но в случае отклонения от заданных параметров возвращает «бразды правления» человеку. Так устроен, к примеру, автопилот Tesla. Третий уровень называется «перехват контроля» и предполагает умение машины совершать маневры (например, перестраиваться в другой ряд при возникновении препятствий на пути). Таким навыком может похвастать прототип Audi A7, уже бороздящий трассы Калифорнии.

Человек на третьем уровне берет на себя управление, когда погодные условия нарушают работу сенсоров или на дороге отсутствует разметка. Четвертый уровень — «внутри колледжа» — предполагает полностью автономное движение транспортного средства, но лишь на ограниченной, известной автопилоту территории, например на территории университетского кампуса. Наконец, пятый уровень — «зрелость» — это беспилотный автомобиль, способный управляться сам в любых местах и при любых внешних условиях. Ни водителя, ни педалей газа и тормоза — только полностью автономная машина, время в которой человек может потратить как угодно. До этого уровня мечтает подтянуть свой продукт корпорация Google, один из первопроходцев индустрии. А стартапы Delphi и Mobileye обещают коммерческие экземпляры машин уровней четыре и пять в 2019–2020 годах.

Когда технология будет масштабирована, беспилотные автомобили сократят статистику ДТП с летальным исходом, которые в 90% случаев происходят по вине водителя. По данным ВОЗ, в мире в среднем происходит не менее 3,5 тыс. таких аварий в день. Накопленная статистика Tesla свидетельствует, что автопилот как минимум вдвое снижает риск «человеческого фактора». Первое «беспилотное» ДТП, в котором погиб водитель, случилось в июне 2016 года, после того как машины от Илона Маска наездили более 200 млн км в автоматическом режиме. В обычном автомобиле вероятность гибели на дорогах США — 1 на 97 млн км. Также беспилотные машины не менее чем на 20% уменьшат вредные выбросы в атмосферу, свидетельствовали результаты европейского эксперимента SARTRE. По данным Morgan Stanley, на автомобили приходится 45% мирового потребления топлива — примерно 1,9 трлн бензина в год.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Как превратить регион в перспективное туристическое направление Как превратить регион в перспективное туристическое направление

Как в России возникают новые точки притяжения для путешественников

РБК
Император железных дорог Император железных дорог

Двенадцать лет назад за этой железнодорожной историей следил весь мир

ТехИнсайдер
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Жизнь начинается с растений Жизнь начинается с растений

Как экстремальные условия трансформируют существующие экологические формы

Наука и жизнь
Ежевичный холм и его обитатели Ежевичный холм и его обитатели

Выход жизни на сушу – вопрос, интересующий не только специалистов

Наука и техника
Биосигнатуры и их разоблачение: жизненно важные улики Биосигнатуры и их разоблачение: жизненно важные улики

Судить о возможном существовании иной жизни приходится по косвенным признакам

ТехИнсайдер
Тучерезы Тучерезы

Какие современные здания имеют шансы пережить столетия?

ТехИнсайдер
Что такое интеллект? Что такое интеллект?

В каком направлении движется развитие искусственного интеллекта?

Знание – сила
Позвольте представить: виноградовник Позвольте представить: виноградовник

Чем придать естественности натургардену? Попробуйте посадить виноградовник

Наука и жизнь
Устаревшие технологии Устаревшие технологии

Вахта на Европе длится долго. Всё приедается

Наука и жизнь
Боспор: царство греков и варваров Боспор: царство греков и варваров

Почему события, происходившие в Боспоре, имели для Афин большое значение?

Наука и жизнь
Учимся понимать наши растения Учимся понимать наши растения

Кажется, чего уж проще: полить цветы. Но и здесь есть ряд тонкостей...

Наука и жизнь
«Мозг – самый важный орган» «Мозг – самый важный орган»

Что такое память? Где она «хранится»? Почему мы помним не всё?

Знание – сила
Первые шаги стратегической авиации Первые шаги стратегической авиации

О том, ценой какого труда, в каких муках рождалась стратегическая авиация

Наука и техника
Рихард Зорге: Самый успешный разведчик по версии Эдгара Гувера Рихард Зорге: Самый успешный разведчик по версии Эдгара Гувера

Легендарный Рихард Зорге: «”Висбаден” всегда на связи»

Знание – сила
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Смельчаки, которые предлагали читателям космооперу с коммунистическим колоритом

Наука и жизнь
Масложировая отрасль снова идет на рекорд Масложировая отрасль снова идет на рекорд

Валовой сбор масличных может превысить 34 млн т

Агроинвестор
День… суслика День… суслика

Я протёр глаза и приподнялся на локте: да это же суслик!

Наука и жизнь
Инженерия рекордов Инженерия рекордов

О самых ярких случаях и новейших тенденциях в сфере спорта

ТехИнсайдер
Восточное путешествие с Агатой Кристи Восточное путешествие с Агатой Кристи

Детективы, Восток и археология – всё это сошлось вместе в судьбе Агаты Кристи

Знание – сила
Есенин: божественный бросок вперед Есенин: божественный бросок вперед

Почему творчество Есенина до сих пор вызывает отклик у читателей?

Знание – сила
Самые быстрые Самые быстрые

Когда речь заходит о скорости, победитель может быть только один

ТехИнсайдер
Искусственный интеллект смотрит в небо Искусственный интеллект смотрит в небо

Как технологии ИИ стали единственным средством для изучения космических глубин

Наука и жизнь
Жизнь с начала времён Жизнь с начала времён

Как «каменные страницы» отражает биографию планеты Земля

Наука и жизнь
Скифы: наследие, не расшифрованное до конца Скифы: наследие, не расшифрованное до конца

Скифы – народ, о которых мы знаем многое, но почти ничего не понимаем

Знание – сила
Золотая жила для агроинвестора Золотая жила для агроинвестора

Сколько стоит зайти на рынок готовой еды

Агроинвестор
Зерно останется малодоходным Зерно останется малодоходным

Хороший урожай не позволит ценам сильно расти

Агроинвестор
Код будущего Код будущего

Умные очки для плавания, роботы-сварщики и другие технологии будущего

ТехИнсайдер
Достоевский и раненая самость Достоевский и раненая самость

Психологическая анатомия духовного напряжения

Знание – сила
Беременные андроиды Беременные андроиды

В последнее время идет прогресс в работах над искусственной маткой

ТехИнсайдер
Открыть в приложении