Автомобили без водителей из технологии будущего превратились в драйвер развития современного автопрома. Как они изменят эту отрасль и наши привычки?

РБК

Тема номера — Индустрия будущего

Беспилотные автомобили

Автомобили без водителей из технологии будущего превратились в драйвер развития современного автопрома. Как они изменят эту отрасль и наши привычки?

Текст: Иван Осипов

«Мы снова превратим парковки в парки» — цитата сооснователя мобильного приложения по вызову такси Lyft Джона Циммера лучше всего иллюстрирует перспективы развития индустрии беспилотных автомобилей. Технология, еще несколько лет назад ходившая в ряду футуристических проектов, бурно развивается силами технологических корпораций и автопроизводителей и грозит изменить уклад всей экономики будущего. В том, что автопром стоит на пороге «беспилотной» революции, уверены аналитики ведущих консалтинговых компаний мира. По прогнозу McKinsey, к 2030 году 15% всех новых продаваемых автомобилей будет управляться без помощи водителя. Эксперты Goldman Sachs в том же горизонте ожидают показателя в 60% продаж. Еще в менее отдаленной перспективе — 2020-м — на дорогах всего мира оттачивать беспилотную технологию будет 10 млн машин, подсчитали эксперты BI Intelligence.

$282 млрд составит объем рынка беспилотных автомобилей и связанных с ними сервисов в 2030 году

Источник: A.T. Kearney

Tesla начала оснащать все новые автомобили функцией автопилота, беспилотные электромобили Renault вывел на улицы Бостона стартап ruTonomy, «гугломобили» наездили по трассам пяти штатов более 3 млн км, GM за $600 млн купил стартап по разработке беспилотных машин Cruise, Uber и Volvo запустили в Питтсбурге тестовый проект беспилотных такси стоимостью $300 млн, а фирма Otto (в июне куплена Uber за $680 млн) организовала первую в истории перевозку коммерческого груза (50 тыс. банок пива) — все это новости только последних месяцев. По прогнозу Morgan Stanley, массовое внедрение технологии случится в 2026-м, когда беспилотные автоперевозки окончательно перейдут из разряда утопии в экономическую реальность, а переломный момент наступит на рубеже 2020-х.

В ближайшие годы игрокам рынка предстоит согласовать правила «существования» беспилотных машин с регуляторами. Согласно Женевской конвенции, за рулем транспортного средства обязан присутствовать человек, а эксперименты во всех странах пока проводятся по согласованию с властями. Также им необходимо довести до ума технологию полностью «бесчеловечного» управления, когда вмешательство водителя не будет требоваться ни на одной из стадий движения.

Согласно классификации Национального управления по вопросам безопасности на транспорте США (NHTSA), «цифровизацию» процесса вождения можно поделить на пять уровней. Первые три уровня объединены под аббревиатурой ADAS — advanced driver assistance systems, «развитые технологии поддержки водителя». Первый — «помощь», когда машина помогает водителю исполнять одно конкретное действие (например, удержание скорости круиз-контролем), но управление осуществляет человек. Второй уровень — «выстраивание доверия», когда машина сама двигается по определенному маршруту, но в случае отклонения от заданных параметров возвращает «бразды правления» человеку. Так устроен, к примеру, автопилот Tesla. Третий уровень называется «перехват контроля» и предполагает умение машины совершать маневры (например, перестраиваться в другой ряд при возникновении препятствий на пути). Таким навыком может похвастать прототип Audi A7, уже бороздящий трассы Калифорнии.

Человек на третьем уровне берет на себя управление, когда погодные условия нарушают работу сенсоров или на дороге отсутствует разметка. Четвертый уровень — «внутри колледжа» — предполагает полностью автономное движение транспортного средства, но лишь на ограниченной, известной автопилоту территории, например на территории университетского кампуса. Наконец, пятый уровень — «зрелость» — это беспилотный автомобиль, способный управляться сам в любых местах и при любых внешних условиях. Ни водителя, ни педалей газа и тормоза — только полностью автономная машина, время в которой человек может потратить как угодно. До этого уровня мечтает подтянуть свой продукт корпорация Google, один из первопроходцев индустрии. А стартапы Delphi и Mobileye обещают коммерческие экземпляры машин уровней четыре и пять в 2019–2020 годах.

Когда технология будет масштабирована, беспилотные автомобили сократят статистику ДТП с летальным исходом, которые в 90% случаев происходят по вине водителя. По данным ВОЗ, в мире в среднем происходит не менее 3,5 тыс. таких аварий в день. Накопленная статистика Tesla свидетельствует, что автопилот как минимум вдвое снижает риск «человеческого фактора». Первое «беспилотное» ДТП, в котором погиб водитель, случилось в июне 2016 года, после того как машины от Илона Маска наездили более 200 млн км в автоматическом режиме. В обычном автомобиле вероятность гибели на дорогах США — 1 на 97 млн км. Также беспилотные машины не менее чем на 20% уменьшат вредные выбросы в атмосферу, свидетельствовали результаты европейского эксперимента SARTRE. По данным Morgan Stanley, на автомобили приходится 45% мирового потребления топлива — примерно 1,9 трлн бензина в год.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Проводник к звездам Проводник к звездам

Когда появятся гиды для космических туристов и где получить эту профессию

РБК
Заполняя белые места на карте Заполняя белые места на карте

Некоторые ключевые вехи экспедиционной истории РГО

Вокруг света
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Конкурсы интересные Конкурсы интересные

Как развлекали себя и окружающих на банкете или празднестве в прошлом?

Вокруг света
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Усадьбы Москвы Усадьбы Москвы

Русские имения хранят множество историй, повлиявших на судьбу страны

Вокруг света
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в СССР подчинили фантастику пропаганде социалистических достижений

Наука и жизнь
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
Черное зеркало Черное зеркало

Aito Seres M5 – достойная замена Mercedes-Benz в России

Автопилот
Жизнь на колесах Жизнь на колесах

Вэнлайф в России – жизнь в поисках смысла, лета и новых впечатлений

Автопилот
История продолжается История продолжается

В этом интерьере соединились элементы «родной» архитектуры дома и mid-century

Идеи Вашего Дома
Яркий кадр Яркий кадр

Заказчики этой квартиры оказались большими фанатами кино и поп-арта

Идеи Вашего Дома
На «зеленой» волне На «зеленой» волне

Какие экологические технологии внедряют отечественные аграрии

Агроинвестор
Вино и дюны Вино и дюны

Район Колареш, единственное место в Португалии, где виноград растет из песка

Seasons of life
Долгий путь от «учебки» к Победе Долгий путь от «учебки» к Победе

В минометной роте любили песни: о поэтах на фронте Отечественной войны

Знание – сила
У эволюции нет конкретной цели, но есть результат У эволюции нет конкретной цели, но есть результат

Как происходит видообразование, с чего начинается и через какие этапы проходит

Наука и жизнь
«Мои счастливейшие дни…» «Мои счастливейшие дни…»

Понятие гения места, «genius loci» – к Остафьево применимо как нельзя более

Знание – сила
Посвящено Беатриче Посвящено Беатриче

Он не смел поверить, что Биче исчезла навсегда. Его мир рухнул

Наука и жизнь
Жизнь Анны Ангеловны, краткая история фаду Жизнь Анны Ангеловны, краткая история фаду

История о том, как появился музыкальный жанр фаду

Seasons of life
«Кузнец – это в первую очередь инженер» «Кузнец – это в первую очередь инженер»

Как ученые исследуют магнитное поле Земли? Влияют ли на нас магнитные бури?

Знание – сила
Электрокопия Электрокопия

Игрушка для богатых мальчиков — электрическая копия Bentley 4½ litre ‘Blower’

Автопилот
Он пережил и многое, и многих… Он пережил и многое, и многих…

Петр Вяземский, князь. О нем вспоминают обычно в связи с А. С. Пушкиным

Знание – сила
Артериальное движение Артериальное движение

Как прошли съемки фильма про зимние дороги и людей, которые по ним едут

Автопилот
Нижний Новгород: без лишних слов Нижний Новгород: без лишних слов

Нижний Новгород – место, где «заезженные эпитеты» имеют право на жизнь

Вокруг света
«Ползи, улитка…» «Ползи, улитка…»

Куда деться от городской суеты? Создать город без суеты!

Вокруг света
Удивительный трубкозуб Удивительный трубкозуб

Ожившей химерой с прошедших веков трубкозуба, шутя, обзывают

Знание – сила
Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы

О чем писали в журнале «Наука и жизнь» в годы Великой Отечественной войны?

Наука и жизнь
Ключи от города Ключи от города

Мы даем несколько «точек входа» в Лиссабон, которые помогут понять его

Seasons of life
Кентавр из моря Кентавр из моря

Может ли кентавр существовать с точки зрения биологии?

Вокруг света
Притяжение приставки Притяжение приставки

Родство с великими обязывает – так считают потомки Семенова-Тян-Шанского

Вокруг света
Открыть в приложении