Тема номера — Индустрия будущего
3D-промышленность
3D-принтеры перестали быть просто игрушкой и воспринимаются уже как привычные вещи. Но это только начало — они становятся основой новой индустриальной революции
В 2012 году журнал The Economist опубликовал статью с программным названием «Третья индустриальная революция». В ней 3D-печать была поставлена в один ряд с такими прорывными изобретениями, как паровой двигатель (первая индустриальная революция) и конвейерное производство (вторая индустриальная революция). А уже в 2015 году на Всемирном экономическом форуме децентрализованное производство (distributed manufacturing) было названо одним из самых важных технологических трендов времени.
«При традиционной системе исходные материалы привозятся и собираются вместе на больших заводах, из них получаются одинаковые товары, которые потом продают потребителю. При децентрализованном производстве сырье и шаблоны для производства находятся в разных местах, и конечный продукт выпускается очень близко до конечного пользователя», — написал специально для сайта форума вице-президент IBM Бернард Мейерсон. В качестве примера новой экономики он приводит американскую мебельную компанию AtFAB, которая продает цифровые версии инструкций по изготовлению дизайнерской мебели. Каждый может загрузить их, а потом напечатать с помощью 3D-принтера.
Фундамент для кардинальных изменений готовился десятилетиями. Нынешние лидеры рынка 3D-принтеров были основаны еще в 1980-х. В 1986 году изобретатель лазерной стереолитографии Чак Халл основал компанию 3D Systems. В 1989 году автор метода послойного наплавления Скотт Крамп зарегистрировал фирму Stratasys. В том же году в Германии появилась компания EOS, которая впоследствии предложила миру технологию direct metal laser sintering — «прямое спекание металла лазером». 1990-е и 2000-е ушли на эксперименты с технологиями, удешевление стоимости установок. Постепенно вошел в употребление специальный термин additive manufacturing (AM; «послойное производство»). Его принято использовать для того, чтобы отличить промышленное использование 3D-печати от учебного или развлекательного.
Революционный прорыв произошел в первой половине 2010-х. Если в 2010 выручка Stratasys составила $118 млн, то в 2015-м — уже почти $700 млн, идущие на втором месте 3D Systems закончили 2010 год с показателем $159,9 млн, а 2015-й — с $666 млн. «Изначально 3D-печать воспринималась как один из способов создания прототипа... Однако технология вышла за пределы прототипирования. Оказалось, что с ее помощью можно делать конечные товары», — объясняют успех в Boston Consulting Group.
$30,2 млрд составит объем рынка 3D-печати в 2022 году
По оценке американской Wohlers Associates, к 2011 году аддитивные технологии стали основными для нескольких отраслей промышленности, в частности для производителей слуховых аппаратов. Активно стали использовать AM поставщики зубных протезов, коронок и другой стоматологической продукции. Спустя пять лет, в конце 2015-го, 3D-технологии внедрены на 71% промышленных предприятий в США, отмечают в PricewaterhouseCoopers. Из них лишь 17,4% пока не определили своего отношения к 3D-печати (experimenting to determine). При этом еще в 2014-м доля колеблющихся была существенно больше — 28,9%.
Среди крупных компаний, которые уже активно используют аддитивные технологии, можно встретить General Electric (реактивные двигатели, медицинские приборы, детали бытовой техники), Lockheed Martin, Airbus и Boeing (элементы конструкции самолета), Aurora Flight Sciences (беспилотные летательные аппараты), Siemens (запчасти для газовых турбин). Еще в 2014 году лишь 0,9% американских производителей использовали 3D-принтеры для выпуска конечной продукции. В 2015-м таких уже было 6,6%, отмечают в PwC. Одновременно увеличилось и число тех, кому технология нужна как для прототипов, так и для товаров, поставляемых на рынок, — с 9,6 до 13,2%.
Важным признаком прихода аддитивных технологий в реальное производство является рост спроса на оборудование по 3D-печати из металла. Аналитики INDTechEx называют это направление самым быстрорастущим и прогнозируют, что к 2025 году емкость рынка достигнет значения $3,9 млрд. В 2014 году совокупный рост продаж составил 48%, но сейчас он замедлился. Во втором квартале 2016 года продажи 3D-принтеров, работающих с металлом, выросли на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, указывает британская Context. В количественном выражении на долю этого сегмента пришлось 9% всех продаж на рынке промышленных 3D-принтеров, в денежном — 35%.
В период с 2016 по 2022 год рынок аддитивных технологий будет расти на 29,2% в год, полагают в Markets & Markets. Революционная поступь 3D-печати может привести к глобальному экономическому слому — возвращению мировых промышленных гигантов на родину из Китая и других стран, где в предыдущие годы было выгоднее размещать реальное производство.