Ренкинг: 30 технологий, услуг и сервисов для людей, сделанных в России

РБКHi-Tech

Тема номера / Технологии для людей

Прощай, оружие!

Два года назад, весной 2015 года, журнал РБК впервые опубликовал рейтинг 50 крупнейших технологических компаний России. Тогда мы намеренно смешали в нем компании, занимающиеся разработкой и производством танков, спутников, софта, локомотивов, радиотехники, бомбардировщиков и прочей высокотехнологичной продукции — так лучше видно, что представляет собой Россия как производитель уникальных технологий

Текст: Полина Русяева, Елизавета Архангельская
Иллюстрации: Евгений Иванов

В рейтинге был хорошо заметен перекос в сторону государственных компаний, а также технологий военного и двойного назначения: вызов им могли бросить лишь несколько крупнейших частных IT-компаний вроде «Яндекса», Mail.Ru Group и «Лаборатории Касперского». Второй рейтинг выглядел подтверждением очевидного факта — эта ситуация не меняется, несмотря на всю государственную риторику о необходимости развития в стране инновационных продуктов. Поэтому мы решили переосмыслить его.

В первую очередь мы решили уйти от перечня компаний к продуктам, сервисам и услугам, которые они производят и которые доступны каждому рядовому потребителю. Другими словами, мы исключили военную технику, машиностроение, продукцию космической промышленности и вообще всю продукцию категории b2b. Оставили — технологии «для людей», созданные российскими компаниями или российскими предпринимателями, вне зависимости от того, в какой части мира они работают.

Итоговый балл каждого продукта, по нашей задумке, должен был сложиться из двух показателей — его популярности и коммерческой эффективности, то есть мы хотели рассчитать полученную прибыль в пересчете на пользователя. Но наши надежды на «дружелюбие» сферы потребительских технологий столкнулись с реальностью. Многие производители отказывались назвать даже список самых востребованных клиентами продуктов или оказались не готовы раскрывать конкретные показатели вроде числа пользователей, объема продаж и т.д. О расчете прибыли сразу пришлось забыть — лишь каждая десятая компания готова была сообщить хотя бы выручку от продажи конкретного продукта.

Тем не менее мы все же подготовили свой топ-30 — правда, пришлось отказаться от использования слова «рейтинг». По крупицам мы собрали разрозненные данные о сотнях продуктов, пробелы в данных оценили по схожим сервисам и придумали четыре различных коэффициента/индекса, сумма которых позволила ранжировать всех участников.

Как мы отбирали

Технологическими мы решили считать продукты, в основе которых лежат сложные технические элементы или программы, или которые созданы в «IT-зоне» — веб, мобильные платформы, мессенджеры. Чтобы составить первичную базу таких продуктов, мы изучили самые разные списки: от портфелей венчурных фондов до реестра инновационной продукции и ежегодных рейтингов IT и технологических компаний (например, РВК). Кроме того, мы запросили информацию по проектам крупнейших российских институтов развития — «Сколково», «Роснано», РВК, ФРИИ.

Кроме того, для составления первичного списка — лонг-листа участников ренкинга — мы обращались и напрямую к производителям технологической продукции. В итоге был сформирован список из примерно 300 наименований — катастрофически мало для такой страны, как Россия.

Для попадания в топ-30 мы ввели порог по времени существования продукта — они должны быть не старше 2010 года (год был выбран произвольно). Вопрос с «национальностью» решили волюнтаристски: постановили, что нам подходят товары или сервисы, созданные как непосредственно в России, так и российскими предпринимателями за рубежом. Поэтому в список вошли мессенджер Telegram живущего не в России Павла Дурова или Domofond.ru, «дочка» работающей в России компании Avito, которую основали шведы Филип Энгельберт и Йонас Нордландер.

Затем мы ввели очень щадящее ограничение по количеству потребителей, которые воспользовались продуктом за весь период его существования, — их должно быть не меньше 5 тыс. Потом ввели условие «одна компания — один продукт», хотя с самого начала просили прислать данные не менее чем о трех самых успешных продуктах (и многие компании это сделали — например «Яндекс», «Рамблер», АвтоВАЗ, Game Insight и ряд других).

В этом году мы не стали включать в список онлайн-банки и мобильные приложения крупных финансовых организаций — честно говоря, просто не решили, можно ли их считать полноценными технологическими единицами. В нашу выборку не попали и «оболочки» — новые решения уже существующих продуктов вроде новых тарифов операторов связи.

Как мы считали

Для расчета итогового балла использовались три показателя. Первый — скорость набора аудитории: соотношение количества клиентов и срока «жизни» продукта. Второй индекс построен по среднемесячной выручке — если монетизация отсутствует, проставлялся 0 руб. Третий критерий отражает число патентов и сертификатов, полученных на продукт, включая товарные знаки. В процессе расчетов сразу отсеялась примерно половина участников лонг-листа. Претенденты выбывали из списка, если производители или разработчики не представили данные, отказались от любого упоминания в материале, в открытых источниках достоверную информацию найти не удалось и, как следствие, корректно оценить тот или иной показатель было невозможно. В «очищенном» списке осталось примерно 120 участников.

Совокупный индекс, по которому мы ранжировали «выживших», — простая сумма трех названных выше показателей. Для публикации мы оставили только первые 30 продуктов. К примеру, на 31-м месте оказалась дебетовая карта Wirex, привязанная к биткоин-кошельку, — ее в Лондоне делают россияне Павел Матвеев, Дмитрий Лазаричев и Георгий Соколов. К марту 2017-го у Wirex было свыше 500 тыс. аккаунтов, а общая сумма переводов ежемесячно превышала $15 млн, писал журнал Forbes. Итак, перед вами — топ-30 технологий для людей, каждую из которых при желании можно маркировать знаком «Сделано в России». Предсказуемо в списке преобладают сервисы, «живущие в Сети»: 18 участников — это интернет-проекты. С другой стороны, 12 продуктов из топ-30 развиваются не только в онлайне, а некоторые и вовсе существуют за его пределами.

При участии Насти Березиной, Ирины Юзбековой, Анны Левинской и Валерия Игуменова

Топ-30 технологий из России для людей

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Секстинг вместо секса Секстинг вместо секса

Не секстинг виноват в том, что исследователи называют кризисом секса

Playboy
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Простор для творчества Простор для творчества

Верфь Bilgin Yachts продолжает успешную серию 50‑метровых яхт Bilgin 163

Y Magazine
И снова в Канны И снова в Канны

Эту модель верфь выпустила в пару к уже строящейся As8 — более крупной яхте

Y Magazine
С видом на усадьбу С видом на усадьбу

Из окон этой квартиры открывается потрясающий вид на близлежащие кварталы

Идеи Вашего Дома
В воспитательных целях В воспитательных целях

Интересный и колоритный интерьер, отсылающий к европейским традициям

Идеи Вашего Дома
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Москва — Дагестан Москва — Дагестан

У дагестанцев есть уникальное умение — перенимать новое и сохранять самость

Seasons of life
Природная палитра Природная палитра

Интерьер ванной комнаты выдержан в спокойной природной гамме

Идеи Вашего Дома
Почему «неправильный» язык становится нормой? Почему «неправильный» язык становится нормой?

Почему пиджины — интересное лингвистическое явление?

Наука и жизнь
Гейхеры & Cо Гейхеры & Cо

Надо ли заводить гейхеры и насколько они будут обременительны в уходе

Наука и жизнь
«Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…» «Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…»

О Русских международных школах и перспективах российского образования за рубежом

Знание – сила
Фрагмент истории Фрагмент истории

Интерьер, в котором сохранили стену с аутентичной кирпичной кладкой

Идеи Вашего Дома
Что посеешь? Что посеешь?

Почему растет доля контрафактных и фальсифицированных семян

Агроинвестор
Медовая квартира Медовая квартира

Основным акцентом в квартире, как виделось заказчикам, должен был стать цвет

Идеи Вашего Дома
Тбилисские гости Тбилисские гости

«Наша жизнь состоит из моментов, когда ты встречаешься с друзьями»

Seasons of life
Очищают ли растения воздух в доме? Очищают ли растения воздух в доме?

Как комнатные растения могут избавить нас от избытка углекислого газа

Наука и жизнь
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
Современный баланс Современный баланс

Проект этой квартиры призван воплотить идею уютного и функционального жилья

Идеи Вашего Дома
В атмосфере спа В атмосфере спа

Дизайнер сделала ванную местом, где можно получать наслаждение от интерьера

Идеи Вашего Дома
«Холодный мир – это наше достояние» «Холодный мир – это наше достояние»

Что такое криосфера? Можно ли использовать знания о ней в повседневной жизни?

Знание – сила
Вулкан как туристская достопримечательность Вулкан как туристская достопримечательность

«В провинции Масая имеется огромное огненное жерло, вечно горящее...»

Наука и жизнь
Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации

Об отношениях Тимофеева-Ресовского с зоологией

Знание – сила
Это-большечем-фильмы Это-большечем-фильмы

Почему иранский кинематограф внезапно стал так важен?

Seasons of life
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Искусное сплетение Искусное сплетение

Квартира с винтажными предметами быта из эпохи социалистического реализма

Идеи Вашего Дома
В оттенках природы В оттенках природы

Эта кухня в московской квартире — часть открытого пространства кухни-гостиной

Идеи Вашего Дома
Путь к свободе Путь к свободе

Ferretti Yachts 940 заменила 920 и при всем сходстве заметно от нее отличается

Y Magazine
Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется

Каким было образование в Российской империи начала XX века?

Знание – сила
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Открыть в приложении