Элементы — Диспетчеры
Продуктовая порча
В 2015 году крупнейшие продовольственные ретейлеры России потеряли почти 56 млрд руб. — около 3% суммарной выручки — на кражах и порче продуктов. Десять лет назад этот показатель был менее 1% от общего оборота лидеров «съестного» ретейла
Соотношение динамики потерь ретейлеров и изменением уровня дохода покупателей
* Показатель X5 Retail Group включает не только прямые потери и списания, но и оценочный резерв под потери и возможную продажу товаров ниже себестоимости
Доля потерь от списаний и недостач у публичных российских продавцов «Магнита», X5 Retail Group, ГК «Дикси» и «Ленты» растет с каждым годом (см. график). Процесс ускоряется в периоды кризисов, выяснил РБК при анализе данных в отчетностях компаний. Например, в 2007 году из-за краж и списаний просроченных и подпортившихся товаров четыре компании потеряли 1% совокупной выручки, в 2008-м этот показатель прибавил 0,22 процентных пункта (п.п.) год к году, а в 2009 году нарастил 0,43 п.п. — объем потерь достиг 1,2% от общего оборота в 500,7 млрд руб. Та же тенденция и сейчас: за 2015 год доля потерь выросла на 0,31 п.п. по сравнению с 2014 годом, до 2,74%, — это более 55 млрд руб. Четвертый по обороту ретейлер России «Дикси» в первом квартале прошлого года зафиксировал рекордный уровень товарных потерь — 3,9% от выручки.
Общий ущерб российских ретейлеров с сентября 2014 года по сентябрь 2015-го составил $6,17 млрд (около 412 млрд руб.), посчитали аналитики The Smart Cube и Checkpoint Systems в исследовании «Глобальный барометр потерь в розничной торговле». У каждого ретейлера своя методология учета потерь, объясняет старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. В этот пункт компании относят недостачу товара из-за краж и порчи, списания просроченных продуктов в результате ошибок прогнозирования спроса или переизбытка заказа, а также потери при перевозке. Ущерб растет в первую очередь из-за роста доли категории «фреш» (свежая продукция с коротким сроком хранения), считает Колупаева. По ее словам, в последние десять лет «существенно изменилась структура покупательской корзины»: доля свежих продуктов в чеке сейчас превышает 50% общей суммы покупок. С Колупаевой согласен Дмитрий Швецов, директор по работе с розничными сетями «Nielsen Россия». На свежую продукцию домохозяйства тратят половину бюджета, выделенного на повседневные нужды
Доля воровства в структуре потерь ретейлеров из года в год примерно одинаковая: всплески приходятся на праздничные сезоны, рассказал руководитель одного из подразделений крупной розничной сети. При этом в России сложилась нехарактерная для Европы ситуация: основные финансовые потери розницы (47%) приходятся на кражи собственных сотрудников, отмечается в «Глобальном барометре потерь в розничной торговле». Воровство покупателей, по оценке аналитиков, составляет лишь треть ущерба (34%), остальное — административные и так называемые некриминальные потери.