Инновационные напольные покрытия вытесняют традиционные дерево и камень. Спокойнее всего тем, кто занял узкую нишу.

РБК

Современные покрытия / Рыночный расклад

Работаем над покрытием

Инновационные напольные покрытия вытесняют традиционные дерево и камень. Спокойнее всего тем, кто занял узкую нишу.

Текст Илья Носырев

Рынок напольных покрытий — древний: ему столько же веков, сколько пыли на мраморных плитах Парфенона и паркете готических замков Западной Европы. И все же этот мир знал свою революцию: бурное развитие химии в ХХ веке произвело на свет совершенно новые материалы, потеснившие традиционные. Такие покрытия, как ламинат, ковролин, линолеум, превратились в массовые и востребованные за считаные десятилетия.

Сейчас этот рынок живет в условиях острой конкуренции — соревнуются между собой не только производители, но и сами материалы: благодаря постоянному технологическому совершенствованию границы между ними размываются. Ламинат все сильнее напоминает настоящий паркет, керамогранит соперничает с настоящим камнем, линолеумы, наделенные новыми гибридными свойствами, покидают нишу полимерных покрытий. Покупатели, рассуждающие по принципу «Сделайте мне красиво», теряются в альтернативах.

Рекордсмены инноваций

Благодаря успехам химиков в прошлом столетии возникло несколько совершенно новых сегментов рынка напольных покрытий. Например, обширный сегмент полимерных материалов — от линолеума до наливных полов из метилметакрилатных и полиуретановых мастик — или сегмент ковролинов на основе искусственных волокон: нейлона, полипропилена, полиэстера (полиэфиров). Некоторые сегменты продолжают стремительно расти. Так, глобальный сегмент наливных полов, который в 2013 году оценивался в $745,8 млн, по прогнозу исследовательской компании Transparency Market Research, уже через четыре года вырастет более чем в полтора раза — до $1,2 млрд.

Знаменитый спринтер и чемпион по прыжкам в длину Джесси Оуэнс, используя свое влияние и связи, убедил Международный олимпийский комитет испробовать тартан на летних Олимпийских играх 1968 года в Мехико. За полвека тартан распространился в индустрии спорта почти повсеместно Фото: Getty Images Russia

Многие напольные материалы давно стали привычными. Например, трудно поверить, что ламинат стали применять лишь 20–30 лет назад. Разработанный в 1977 году небольшой шведской компанией Perstorp, в европейских салонах он появился лишь в середине 1980-х годов, в американских — десятилетием позже. Выросшее в отдельную компанию подразделение Perstorp под названием Pergo ныне выпускает одноименный ламинат и является самым известным производителем этого материала. Сам же ламинат за три десятилетия постоянно эволюционировал: на заре своего распространения поверхность легко вздыбливалась из-за пролитого на нее чая и требовала ручного склеивания при укладке. Современные ламинаты — бесклеевые и влагонепроницаемые.

Новые модификации напольных покрытий возникают практически ежегодно. Вот почему одна из лучших возможностей для нового материала — занять какую-то нишу, где у него не окажется конкурентов. В этом смысле поучительна история тартана, созданного полвека назад 3M Company из Миннесоты. Компания, которая до этого изобрела абразив из корунда и световозвращающую пленку для дорожных знаков, сделала себе имя на инновациях в области материалов, обратив внимание на то, что в мире спорта существует проблема: спортсменам трудно тренироваться и соревноваться под открытым небом в плохую погоду. Все, что могли предложить им стадионы того времени, — покрытия из асфальта и переработанных автомобильных шин, скользкие, жесткие, травмоопасные.

Поколдовав с материалами, инженеры 3M придумали тартан — покрытие из полиуретановой крошки. Спортсменам оно понравилось, но для того, чтобы о тартане узнала широкая публика, обычной рекламы оказалось недостаточно. Тогда 3M Company наняла знаменитого спринтера и чемпиона по прыжкам в длину Джесси Оуэнса: используя свое влияние и связи, атлет убедил Международный олимпийский комитет опробовать тартан на летних Олимпийских играх 1968 года в Мехико. Успех материала был поразительным — он быстро превратился в один из главных продуктов компании. Тартан полюбился не только за травмобезопасность и водопроницаемость, но и за удобство в укладке и эстетичность — его кладут по наливной технологии, в результате чего у покрытия отсутствуют швы. За полвека тартан распространился в индустрии спорта почти повсеместно: из него делают не только беговые дорожки, но и покрытие для баскетбольных и волейбольных площадок, покрывают полы в фитнес-центрах.

Структура российского рынка напольных покрытий
Источник: Discovery Research Group, 2013

Химические братья

Сегодня одна из основных тенденций на глобальном рынке твердых напольных покрытий, который по прогнозам вырастет в 2020 году до $93 млрд (сейчас он составляет около $67 млрд), — вытеснение новыми и более дешевыми материалами давно известных дорогих. Ярчайший пример — вытеснение паркета уже упомянутым ламинатом. Во всем мире его продажи для нежилых и коммерческих помещений год от года увеличиваются, а продажи паркета давно уже не растут. Еще десять лет назад ламинат конкурировал в основном с пластиковыми покрытиями, теперь же он самый грозный соперник материалам из дерева: к упомянутому выше сроку ламинатом предстоит покрыть в мире 1,6 млрд кв. м. Качество ламината в наши дни совсем другое, чем еще десять лет назад: технологии, по которым его делают сегодня, позволяют почти точно имитировать структуру древесных волокон, добиваться высокой влагостойкости материала.

Но дело не только в этом — и в Западной Европе, и в США одним из наиболее острых вызовов для рынка напольных покрытий стало законодательное регулирование вырубки лесов. Лишь около 5% древесины в мире, применяемой в декоративных целях, идет на напольные покрытия — теперь это дорогой материал, 60% объемов которого используется для изготовления мебели и еще 25% — для отделки стен и потолков. Выросшее качество ламината вполне позволяет заменять дерево, не вызывая при этом гнева «зеленых»: сегодня около 90% всего производимого в мире ламината соответствует принятым в ЕС и Северной Америке требованиям к экологичности материалов. А ведь здесь строго следят за количествами фенола и формальдегида, которые могут выделять покрытия из ДВП. Точно так же постоянное увеличение стоимости добычи камня приводит к росту востребованности керамогранита. Сложность утилизации является здесь одним из основных препятствий для использования ковролинов и пластиков. Конкуренция между материалами обостряется по мере роста их взаимозаменяемости. И здесь снова естественный путь — уход в узкую нишу. Материалы из многих видов дерева перемещаются в премиум-сегмент. Правда, и здесь свои проблемы. «Бамбуковые полы приобретают владельцы роскошных квартир и домов, причем для оснастки лишь некоторых комнат, — говорит начальник отдела продаж и снабжения группы компаний DIY Иван Конышев. — В основном они производятся за рубежом: например, на всем Северо-Западе России нет ни одного их производства. Раньше мы ввозили их в основном из скандинавских стран, однако в кризис цены взлетели настолько, что эта продукция оказалась не по карману даже многим состоятельным клиентам. Теперь в основном ввозим продукцию из Таиланда. Правда, если ты производишь продукцию в Азии, тебе приходится пристально контролировать качество».

Ниже плинтуса

В двухтысячные российский рынок отделочных материалов считался одним из наиболее быстро развивающихся, и рынок напольных покрытий, разумеется, не был исключением. Темпы жилищного строительства были высокими, спрос на квартиры — огромным. Однако рецессия и последующая стагнация экономики страны отразились и на рынке отделочных материалов. Он рухнул не сразу: в 2014 году сократился на 0,2%, а вот в 2015-м — сразу на 19%.

То, что рынок несильно упал сразу же после введения санкций против России и обострения экономических проблем, объясняется тем, что главным драйвером роста рынка было строительство — пока достраивались уже проинвестированные несколько лет назад здания, спрос на отделочные материалы сохранялся почти на прежнем уровне. «Крупные застройщики сначала доделывали существующие объекты, потом стали консервировать большинство проектов, — говорит Виталий Ермолаев, теперь уже бывший гендиректор строительной компании «ВельтМос», закрывшейся в прошлом году. — Сейчас доделывают тот мизер, который уже проинвестирован, без особой прибыли — просто ради того, чтобы не закрыться. Спрос на жилье упал катастрофически и потащил за собой и спрос на отделочные материалы».

Объем рынка напольных покрытий в России
Источник: Discovery Research Group

Ситуация усугубляется еще и тем, что «импортозамещать» на этом рынке почти нечего: основная доля самой массовой продукции и так отечественного производства — часть работающих в России заводов принадлежит иностранным компаниям. Из-за рубежа ввозятся в основном либо самые дешевые товары вроде плитки из Китая и бывших советских республик, либо не слишком популярные материалы, производство которых в нашей стране считается нецелесообразным. Объемы импортного ламината уже успели заметно сократиться — в 2014 году его ввезли на $241,8 млн, в 2015-м — лишь на $145,1 млн.

По данным Discovery Research Group, три года назад линолеум и напольная керамическая плитка занимали больше половины в структуре рынка напольных покрытий. В кризис сократились продажи обоих материалов, но если сейчас линолеум и ламинат быстро восстанавливают былую востребованность, то доля плитки, паркета и паркетной доски в структуре рынка напольных покрытий уменьшается. И обычные граждане, приобретающие эти материалы, и ремонтники, и строители сделали выбор в пользу «дешево и сердито». В ситуации с ламинатом плюс в том, что он востребован как экспортный товар: Россия продолжает экспортировать его в добрый десяток стран — Турцию, Азербайджан, Узбекистан, Киргизию, Молдавия, Болгарию и т.п., общей стоимостью на $17,9 млн в год. По оценкам аналитиков компании Kastamonu, внутреннее потребление ламината в нынешнем году составит около 80 млн кв. м. Спрос снизился, а предложение растет — совокупные мощности локализованных в России производителей за три последних года выросли на 30 млн кв. м, до 130 млн кв. м в год.

Спрос на некоторые другие материалы удерживается в основном потому, что их нечем заменить: например, у ковровых покрытий есть своя стабильная ниша. Никто не станет менять бесшумные и уютные ковры и ковролин на дешевый линолеум в гостиницах, кинотеатрах, офисах и отчасти в ресторанах.

Структура мирового рынка напольных покрытий
Источник: Transparency Market Research Analysis, 2015

Впрочем, ближайшее будущее обещает быть не столь суровым. В следующем году, как прогнозирует Discovery Research Group, рынок напольных покрытий в России вырастет на 2,3%, а к 2020 году его объем составит 294 950 тыс. кв. м. Практически все сегменты рынка, кроме паркетной доски, будут расти. Быстрее всего будет повышаться спрос именно на дешевые и при этом качественные материалы — ламинат и линолеум. Так, сектор ламината увеличит свою долю c 29,7 до 32,8%.

Кризис — хорошее время для того, чтобы предложить рынку оригинальные продукты: хотя спрос на всем известные материалы снижается, зато постоянно образуются новые ниши. В США и Европе происходит революция гибридных материалов — например, лакшери-винила, внешне неотличимого от дерева, но обладающего характерной для пластмассы устойчивостью к влаге и долговечностью, а также декоративного бетона — материала с низкой себестоимостью, прочного и при этом выглядящего не хуже керамической плитки. Пока никто даже не пытался предложить эти покрытия в России — и, вероятно, зря: сегодня как никогда потребитель готов вкладывать деньги в оптимальное сочетание качества, внешнего вида и цены.

Искусство «живой плитки»

У российских технологов есть свои истории успеха. Несколько лет тому назад инновационная компания 3DVL открыла в Санкт-Петербурге производство «живой плитки» — сверхпрочного покрытия, способного менять узор при нажатии. «На данный момент это самое прочное напольное покрытие — оно выдерживают нагрузку до 10 т на квадратный сантиметр, — рассказывает технический директор 3DVL Роман Задворнов. — По нему танк может ехать!» По словам Задворного, «живая плитка» сразу оказалась востребованной, поскольку попала в несколько свободных ниш: «До сих пор не существовало специального напольного покрытия для танцполов. Не было напольного покрытия, обладающего «педагогической» функцией: дети обожают нашу плитку, поскольку она развивает возможности для творчества, фантазии. Заинтересовались нашей продукцией и реабилитационные центры. Было подсчитано: если человек, восстанавливающий способность ходить, видит на полу свои следы, его мотивация повышается почти на треть».

Правда, в России достоинства этой плитки пока недооценивают: 90% идет за рубеж — в Германию, Финляндию, Италию, Испанию, Швейцарию, Израиль и еще в десяток стран Азии. Сделанная на петербургском заводе «живая плитка» украшает полы конгресса США, нью-йоркского Музея современного искусства, центральных офисов Google и Microsoft.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Компенсации и бенефиты Компенсации и бенефиты

Что помогает компаниям привлекать, мотивировать и удерживать специалистов

РБК
Венчурные инвестиции Венчурные инвестиции

Венчурные инвестиции у многих ассоциируются с вложением в интернет или IT - проекты. Это давно уже не так. Венчурные инвесторы ищут новые сферы, где вырастут новые гиганты. И такие сферы есть. Forbes выбрал пять перспективных направлений для инвестиций и посмотрел, кто их уже осваивает.

Forbes
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Фламандский живописец Фламандский живописец

У бельгийского антиквара Жан‑Филиппа Демейера есть все необходимое, чтобы залечь на дно в Брюгге. Но он предпочитает яркую жизнь.

AD
Угол зрения Угол зрения

Хозяин этого дома очень любит углы — у его дома их не четыре, а целых девять. Наладить жизнь в таком непростом здании помогли Елена Чаброва и Инна Зольтманн.

AD
В пользу бедных В пользу бедных

До 27 ноября в Венеции работает Биеннале архитектуры. Анастасия Углик подводит предварительные итоги выставки, а иллюстрируют ее мысли фотографии Юрия Пальмина.

AD
Дворец Султана Дворец Султана

Английский дизайнер Франсис Султана оформил в Лондоне роскошный особняк для пары любителей искусства из Болгарии.

AD
Нет дома без огня Нет дома без огня

Архитекторы из бюро Manipulazione Internazionale придумали дом, где можно печь в тандыре и готовить мясо на жаровне, не боясь спалить гостей.

AD
Ливанский орден Ливанский орден

Современный Бейрут — одна из самых динамичных столиц Ближнего Востока. О своих любимых местах ливанской столицы, знаменитых и потайных, рассказывает интерьерный дизайнер Клод Миссир.

AD
Одно удовольствие Одно удовольствие

Процесс оформления квартиры для семьи с двумя детьми не был простым, но оказался очень приятным.

AD
Найти оазис Найти оазис

Елена Карцева рассказывает, как ар‑деко стал не только образом жизни семейства Куаиа, но и фирменным стилем их компании Oasis.

AD
Испанское наследство Испанское наследство

Дизайнер Игнасио Курт унаследовал от родителей настоящий памятник архитектуры Испании 1960‑х годов — дом в горах Кади. И придал его интерьеру современное звучание.

AD
Картинка для привлечения внимания Картинка для привлечения внимания

Новый проект Жана‑Луи Денио — отель Nolinski в Париже: яркий пример французского стиля и творческой манеры дизайнера.

AD
Человек из Рио Человек из Рио

Рио‑де‑Жанейро оказался мечтой не только Остапа Бендера. Канадский бизнесмен Ариф Нур влюбился в те края и построил себе там виллу с видом на океан.

AD
Господарь Валахии Господарь Валахии

Предприниматель Антонио Бембо построил для своей семьи дом в Валахии, чтобы быть ближе к природе и заряжаться от нее энергией.

AD
Бетонный аргумент Бетонный аргумент

Художник из Мехико Педро Рейес и его спутница Карла Фернандес превратили заброшенную бетонную коробку в колоритное и интригующее жилище.

AD
Водоёмко Водоёмко

Дизайнер Константин Грчик рассказывает о том, как полноценно обустроить ванную комнату небольшого размера.

AD
Открыть Америку Открыть Америку

Виды из окон квартиры напоминали хозяину Манхэттен, поэтому он попросил декоратора Марину Брагинскую сделать интерьер в американском духе.

AD
Я шел к тебе четыре года Я шел к тебе четыре года

Декораторам из бюро Berphin Interior достались клиенты-перфекционисты: потратив на ремонт четыре года, они не остановились, пока не добились в точности того, чего хотели.

AD
Хроники Ридейка Хроники Ридейка

Жизнь архитектора Михила Ридейка полна чудесных совпадений. Они помогли ему основать компанию и стать выдающимся профессионалом.

AD
Счастье в мелочах Счастье в мелочах

В нашем досье — десять квартир площадью от 38 до 78 м². А также миллион идей, как с удобством обустроить небольшое пространство.

AD
Цветущий вид Цветущий вид

Новый проект легендарного дизайнера Тони Баратты — интерьер поместья в Коннектикуте — так ярок и пестр, что напоминает букет садовых цветов.

AD
Преданный садовник Преданный садовник

В Провансе отреставрировали Шато‑де‑ла‑Коль‑Нуар, принадлежавшее Кристиану Диору. Об истории дома рассказывает Памела Макстоу.

AD
Думы в черном Думы в черном

Марк Мейре, директор креативного агентства и неутомимый путешественник, ведет яркую жизнь. Но в его доме господствует лишь один цвет — черный.

AD
Семья Робинзонов Семья Робинзонов

Семейная пара с четырьмя детьми поселилась на острове у побережья Южной Каролины. Дом им оформила швейцарка Александра де Гаридель‑Торон.

AD
Хрустальная честность Хрустальная честность

На фабрике Lalique пользуются почти теми же технологиями, что и при основателе легендарной компании. А получаются в итоге вещи, которые выглядят всегда современными.

AD
Расписалась Расписалась

Французская художница Клер Баслер поселилась в старинном замке и методично украшает его стены растительными росписями.

AD
Шато-де-Моску Шато-де-Моску

Архитектор Жозеф Карам построил усадьбу, которая своими ослепительными интерьерами напоминает дворцы старой Франции. Этот дворец находится... под Москвой.

AD
Что-то он темнит Что-то он темнит

Дизайнер Фабрицио Казираги считает, что для маленькой и обделенной солнцем квартиры нет ничего лучше темных стен.

AD
Чистая линия Чистая линия

Архитекторы Георгий Козлов и Альбина Шорина из бюро Domestic Studio спроектировали квартиру, отдав дань графичности и авангарду.

AD
Открыть в приложении