Элементы — развлечения
Фото с маржой 56%
Первый инстамат — терминал для печати фото из Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — в России появился весной 2014 года. Сейчас их уже сотни, а заработок производителей терминалов исчисляется в сотнях миллионов рублей в год. В 2016 году начался новый этап — выход инстаматов на зарубежные рынки
Сооснователь компании «Бофт» Тос Мовсисян называет Россию «родиной инстаматов». Он уверен, что его фирма стала первопроходцем рынка, когда в апреле 2014 года на дизайн-заводе «Флакон» заработал первый фотокиоск под брендом Boft. Вместе с партнером Артемом Гармеряном Мовсисян за два года превратил это забавное развлечение в бизнес с выручкой 180 млн руб. за 2015 год и рентабельностью свыше 56% (на основе данных в «СПАРК-Интерфакс»).
В начале 2016 года «Бофт» начала экспансию за рубеж: к октябрю в разных городах десяти стран мира (США, Гонконг, Вьетнам, Литва и др.) появилось 70 фотокиосков. В России и СНГ у компании работает около 170 терминалов. По итогам 2016 года выручка иностранной части сети должна сравняться с российской, в следующем году — обойти ее, уверяет Мовсисян. Он надеется на удвоение доходов компании в ближайшие два года.
$15 тыс. за сутки заработал в 2014 году фотограф-репортер Дэниэл Арнольд на продаже своих работ из аккаунта в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), писал журнал Forbes
«Бофт» — не единственная компания, начавшая экспорт технологии. Летом производитель терминалов самообслуживания «Инвенд», принадлежащий Виктору Зубику и Никите Сизикову, продал за рубеж десять лицензий на программное обеспечение для инстаматов — в Канаду, Египет и США. Имена покупателей не раскрываются. Бизнес на инстаматах приносит «Инвенд» менее 5% общей выручки, около 2 млн руб. в год. Продажа лицензий за рубеж пока принесла фирме около 360 тыс. руб. (софт и IT-поддержка на год). Впрочем, и развивать направление инстаматов Зубик и Сизиков начали в 2015 году — совместно с компанией Snatap (ранее Likebox). Терминалы установлены на 100 площадках, преимущественно в торговых центрах.
Основной заработок производителям инстаматов приносит продажа устройств, в том числе по франшизе. Стоимость аппаратов от «Инвенд» начинается от 350 тыс. руб., ценник на брендированный терминал Boft — от 590 тыс. руб. Окупается инстамат за полгода-год. «Хорошим темпом продаж» Зубик называет печать примерно 1 тыс. изображений в месяц. За два фото в России клиент платит 50 руб., за четыре — 100 руб. В европейских странах печать двух снимков стоит €1–2, в США — $3. Средний чек за рубежом выше, говорит Мовсисян.
Оценить объем российского рынка инстаматов собеседники РБК затруднились: сводной статистики нет. Совладелец «Инвенд» считает, что порогом насыщения станут 10 тыс. установленных терминалов. Зарубежные рынки могут значительно расширить аудиторию: на Западе сегмент печати фото из Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) «пустой», и эмигранты из России готовы развивать такой бизнес, уверяет Зубик. Американской соцсетью пользуется 10,5 млн россиян («TNS Россия», за июль 2016-го), в мире у сервиса более 600 млн поклонников (данные компании).
Сами инстаматы можно трансформировать. Терминалы «легко доукомплектовываются», поэтому зарабатывать можно не только на печати, но и на рекламе брендов, считает Зубик. По его мнению, имеющийся софт также можно внедрять в классические вендинговые аппараты. Тогда открывается иной масштаб для бизнеса: по оценке J’Son & Partners Consulting и Berg Insight, в мире установлено более 17 млн вендинговых машин.