Почему «экологическая» поправка в закон об утилизации техники ухудшила положение дел в целой отрасли.

РБК

Тема номера — Спецтехника

Тяжелый металл

Почему «экологическая» поправка в закон об утилизации техники ухудшила положение дел в целой отрасли

После введения в феврале 2016 года утилизационного сбора на сельскохозяйственную и строительную технику цены на новые модели отечественного производства выросли на 20%, импортные — на 45%, а продажи техники б/у практически остановились. Как «экологическая» поправка заморозила рынок на сотни миллиардов рублей, и без того пострадавший от санкций и девальвации рубля, разобрался журнал РБК

Текст: Анна Кожухарь. Фото: Max Avdeev для РБК

Если вы посмотрите на стройки жилых домов, там кроме башенного крана есть еще такой минимальный набор: автобетоносмеситель, автокран и бульдозер средней мощности, говорит представитель одной из крупнейших лизинговых компаний в Москве: «Очень мало техники российского производства, новой еще меньше. На средних стройках, да и на больших, работают европейские, американские трехлетки или «китайцы» дешевые. Не могу сказать в процентном соотношении точно, но много».

Около 92% в 2015 году — оценило долю импортной спецтехники на российском рынке аналитическое агентство Global Reach Consulting (GRC). Сюда входит также дорожно-строительная техника вроде катков, асфальтоукладчиков, большие ковшовые экскаваторы, погрузчики, машины для уборки улиц и т.д. Некоторые из этих наименований, например самоходные краны массой выше 100 т, в России не производят, другие обычно не выдерживали конкуренции с импортными аналогами.

С 2013 года из-за девальвации рубля рынок дорожно-строительной техники неуклонно снижался. Цены на новые зарубежные модели возросли в несколько раз, но долгожданный спрос на продукцию отечественного машиностроения так и не появился — доля российской техники на стройках продолжает уменьшаться, как считают аналитики GRC.

Крупное строительство не остановилось даже в кризис, и новую импортную технику чаще всего заменяла не отечественная, а тоже импортная, но подержанная.

«Не было такого выбора — брать новый российский экскаватор или пятилетний из Германии. Даже если цена одинаковая, у зарубежной машины ресурс всегда больше. Что такое пять лет в Германии на микростройке под навесом, с хорошим топливом и правильным уходом? Это ерунда. У добросовестных западных поставщиков даже для б/у техники есть гарантия и сервис. Нельзя же остановить строительные работы и ждать импортозамещения», — рассуждает представитель лизинговой компании. Во многом для того чтобы изменить ситуацию в пользу отечественных производителей, власти решили внести изменения в закон об утилизации. Но все пошло не так.

Логика и комедия

В ноябре 2015 года проект поправок к федеральному закону «Об отходах производства и потребления» предложил профильный комитет Госдумы во главе с депутатом от «Справедливой России» Анатолием Аксаковым. В ходе заседания комитета депутат обозначил для поправок следующую цель: защита рынка от «опасной для использования, но в то же время конкурентной на нашем рынке продукции из-за рубежа, бывшей в употреблении».

В первой редакции предполагалось, что утилизационный сбор коснется только импортной специальной самоходной б/у техники и прицепов с большим сроком службы. Но после трех чтений законопроект изменился принципиально — аналогичный сбор стал касаться и новой, и отечественной техники. Логику трансформации законопроекта журнал РБК попытался восстановить с помощью участников его обсуждения.

Сначала из пункта 6 статьи 24.1 закона, где оговаривался перечень техники, освобожденной от уплаты утилизационного сбора, исчез пункт о технике, произведенной в странах Таможенного союза. То есть автоматически сбор стал касаться и российских производителей. Логично, что в утилизации нуждается вся техника, где бы ее ни произвели. Российской технике просто дали некоторые преференции вроде отсрочки выплаты на 45 дней.

Но если в утилизации рано или поздно будет нуждаться любая техника, почему сбор должен выплачиваться только за подержанные машины? Так в законопроекте появилась минимальная базовая ставка сбора для всех ввозимых и произведенных на территории РФ машин.

Позже постановлением правительства она была установлена в размере 150 тыс. руб., затем профильные министерства разработали к ней специальные коэффициенты. Сейчас утилизационный сбор на строительную технику — это 150 тыс. руб., умноженные на коэффициент в зависимости от возраста, массы и даже мощности машины. Хотя эти параметры не влияют ни прямо, ни косвенно на стоимость утилизации. В результате после уплаты сбора цена новых популярных моделей существенно изменилась. Стоимость нового автокрана в самой базовой комплектации за 55 млн руб. должна возрасти еще на 4,5 млн руб. утилизационного сбора. Цена трехлетней модели и вовсе заоблачна: 25 млн руб. плюс 35 млн 715 тыс. руб. утилизационного сбора.

«Нас торопило правительство, — пытается объяснять источник, близкий к профильному комитету Госдумы. — Из-за вступления в ВТО таможенные пошлины на целый ряд товаров пришлось снизить, нужно было легально возвращать эти деньги в бюджет без налогов».

По его словам, размер тарифов в законе не установлен, их регулирует правительство подзаконными актами: «Там собираются специалисты из профильных министерств, совещаются с бизнесом, и получается то, что получается». Правда, об участии в подобных совещаниях не вспомнил никто из опрошенных журналом РБК представителей российских и зарубежных компаний, занимающихся производством, поставкой и лизингом строительной и сельскохозяйственной техники. Многие пытались связаться с профильными министерствами уже после введения утилизационного сбора.

В Ассоциации европейского бизнеса, куда входят крупнейшие импортеры, включая JCB, John Deere, Komatsu и др., журналу РБК рассказали, что в августе 2016 года направили на имя заместителя главы Минпромторга Александра Морозова письмо с просьбой пояснить установленные тарифы и изменить их на соответствующие реалиям рынка, но никакого ответа так и не получили. Текст письма ассоциация не предоставила. Об обращениях в Минпромторг, Минсельхоз и даже Гостехнадзор в связи с введением утилизационного сбора журналу РБК рассказали представители британской JCB и Петербургского тракторного завода.

В пресс-службе министерства судьбу письма не уточнили, но сообщили, что изменения в закон №89 проходили публичное обсуждение в комитетах Государственной думы и Совета Федерации, а постановление разрабатывалось при участии крупнейших потребителей и производителей самоходных машин и прицепов. В министерстве «готовы рассмотреть все предложения относительно совершенствования нормативной правовой базы, касающейся взимания утилизационного сбора».

«Комедия тут не только в том, что нас не зовут обсуждать методику нового сбора. Этот сбор нас ведь поддерживать должен, а у нас стоимость каждой машины в среднем на 4 млн выросла», — возмущается представитель российского завода строительной техники.

Плач из Тюмени

По некоторым категориям техники сбор ударил особенно сильно: так, представители Великолукского завода прицепов в марте этого года заявили журналу «Стройдормаш», что цена базового прицепа в 200 тыс. руб. в результате введения сбора увеличилась сразу на 400 тыс., до 600 тыс. руб.

Именно производителям прицепов удалось добиться послаблений — после жалобы напрямую главе государства. 14 апреля на прямую линию с Владимиром Путиным дозвонился сотрудник тюменской компании «Уралвагонприцеп» Дмитрий Дудин, который рассказал, что в том числе из-за введения утилизационного сбора стоимость продукции предприятия возросла в несколько раз, продажи снизились, а работникам три месяца не платят зарплату. Сразу после прямой линии Путин поручил профильным министерствам доработать постановление, и уже 12 мая Минпромторг сообщил о полной отмене утилизационного сбора для прицепов массой до 10 т.

«Единственное, о чем нам это говорит, — никакой продуманной нормы нет. Все эти коэффициенты взяты с потолка. Они принимались меньше чем за год и отменяются по щелчку», — комментирует руководитель отдела продаж крупного зарубежного поставщика строительной техники. По его словам, стоимость базового автокрана выросла с €700 тыс. до €900 тыс. и в первом полугодии продажи в компании упали на 45%.

«Государство — наш крупнейший покупатель, — продолжает представитель компании, — нефтегазовый сектор, дорожное и муниципальное строительство — этим занимаются государственные и окологосударственные структуры, теперь они тоже вынуждены покупать технику по более высокой цене». Если государственные структуры являются крупнейшими потребителями строительной техники, то утилизационный сбор, с одной стороны, приносит дополнительные доходы в бюджет, а с другой — сам является расходной частью.

Российские производители столкнулись с еще одной неожиданной проблемой — в ответ на введение утилизационного сбора для техники, произведенной в странах Таможенного союза, ответные меры ввела Белоруссия, увеличившая базовую ставку утилизационного сбора для продукции, изготовленной в России. В результате, по словам директора по финансам и экономике Клинцовского автозавода Владимира Николаенко, поставки продукции этого предприятия в Белоруссию в 2016 году снизились более чем втрое.

Особняком стоит сельскохозяйственная техника, увеличение цен на которую ставит под удар многих средних и мелких сельхозпроизводителей. После введения сбора крупнейшая государственная компания «Росагролизинг» заявила о перебоях с поставками техники: поставщики направляли проекты новых ценовых соглашений с лизинговой компанией, в которых заявлялось значительное повышение стоимости, ссылаясь на утилизационный сбор.

В «Росагролизинге» заявляют, что перебои с поставками существуют и сейчас, но их стало меньше, однако цены на сельхозтехнику возросли. Популярные модели комбайнов в 2013–2016 годах, отмечают в компании, подорожали на 50 и даже 80%, а некоторые виды тракторов — на 28–79%. Такой скачок нельзя объяснить только новым сбором, но для некоторых производителей это причина для заморозки контрактов и задержки поставок. Именно подержанную сельскохозяйственную технику закупали региональные мелкие предприятия. Теперь выбора у них нет: дорогая новая или еще более дорогая старая.

С 2013 года некоторые отечественные производители согласуют ценообразование с законом «О предоставлении субсидий производителям сельскохозяйственной техники». Например, АО «ПТЗ» (производитель тракторов «Кировец») предоставляет аграриям — конечным покупателям и/или лизингополучателям — скидку в размере 25–30%. Затем сумма предоставленной скидки компенсируется заводу Минсельхозом. Но сумма компенсации зафиксирована не в процентах, а в рублях.

Сумма утилизационного сбора в зависимости от модели «Кировца» составляет от 750 тыс. до 1,35 млн руб. — именно на столько должна вырасти цена. Но если компания увеличит цену, сумму возмещаемой скидки государство не изменит. «По этой причине повышение отпускных цен на тракторы «Кировец» на сумму уплачиваемого утилизационного сбора просто технически процедурно невозможно», — говорит представитель завода. Не поставлять технику потребителям пред- приятие не может, поэтому пытается «оптимизировать затраты, снижать издержки и искать альтернативы импортным комплектующим».

Бессмысленный и беспощадный

Принятые в феврале поправки не устанавливают, кто, как и куда будет расходовать средства, полученные за утилизационный сбор, и кто будет заниматься утилизацией техники. Нет единой организации с подходящей инфраструктурой, куда можно позвонить, например, назвать номер паспорта машины и попросить утилизировать.

Председатель комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса Андрей Комов утверждает, что современная техника более чем на 90% состоит из высококачественной стали, поэтому сдача, например, экскаватора в металлолом позволяет окупить значительную часть утилизационных расходов. «Если раньше, сдав изношенный прицеп в металлолом, например, сельхозпроизводитель получал деньги, то сейчас эти деньги предлагается изначально заплатить, чтобы его утилизировать», — говорит представитель Великолукского опытного машиностроительного завода.

Кроме уплаты дополнительных денег, в схеме ничего не меняется — владельцы техники по-прежнему будут заниматься ее утилизацией самостоятельно, только теперь от сдачи ломаи запчастей они получат гораздо меньше, ведь ее возросшая стоимость никак не связана с ценой на металлолом. Ту технику, что невыгодно сдавать или восстанавливать, просто бросят ржаветь в поле.

Аналитики GRC подсчитали, что износ общего парка дорожно-строительной техники в России составляет 50%. К 2018 году они прогнозируют существенный рост спроса на технику в связи с увеличением числа инвестиционных проектов в дорожном, коммерческом и жилищном строительстве. Подорожавшую из-за нового сбора технику все равно будут покупать — просто дополнительная стоимость каждого экскаватора, крана или бетономешалки будет включена в цену квартир, дорог и мостов.

При участии Владимира Новоселова

Благодарим компанию Global Reach Consulting за предоставленные данные

Реклама

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

10 худших российских акций в 2024 году: стоит ли их покупать на просадке 10 худших российских акций в 2024 году: стоит ли их покупать на просадке

Рейтинг компаний, акции которых наиболее сильно упали в цене за последний год

РБК
Победа над солнцем Победа над солнцем

Архитек­тор Николай Белоусов по­стро­ил в Подмоско­вье мо­дер­нист­ский сруб с па­но­рам­ны­ми ок­на­ми, на­зван­ный “Ловушка для солн­ца”. Рассказы­ва­ем почему.

AD
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Буря в бокале Буря в бокале

На рынке бордоских вин намечается очередной передел статусов.

Forbes
Вальц без цветов Вальц без цветов

Дизайнер Екатери­на Вальц офор­ми­ла в ком­плек­се “Легенда Цветного” бру­таль­ный муж­ской интерьер.

AD
Старая пленка Старая пленка

В доворелюционной России бурно развивался фото- и кинобизнес.

Forbes
Подземные навигаторы. Санкции и падение цен на нефть помогли производителям софта для нефтяников Подземные навигаторы. Санкции и падение цен на нефть помогли производителям софта для нефтяников

Добыча нефти и разработка программного обеспечения — отрасли, обычно противопоставляемые друг другу как «старая» и «новая» экономика. На деле все сложнее: стартап «Геонавигационные технологии» успешно развивается благодаря спросу на его продукт со стороны крупнейших нефтяных компаний, а его основатели мечтают о выходе на глобальный рынок

РБК
Дорогие наши Дорогие наши

Эмигрант, рок-музыкант, литератор — кто из российских художников пользуется наибольшим спросом.

Forbes
Победить хемофобию Победить хемофобию

Хемофобия в потребительском обществе — не очевидная, но очень серьезная проблема для химической отрасли. Она ведет не только к падению спроса на определенные продукты отрасли, но и провоцирует государственные власти к введению запретов.

РБК
Венчурные инвестиции Венчурные инвестиции

Венчурные инвестиции у многих ассоциируются с вложением в интернет или IT - проекты. Это давно уже не так. Венчурные инвесторы ищут новые сферы, где вырастут новые гиганты. И такие сферы есть. Forbes выбрал пять перспективных направлений для инвестиций и посмотрел, кто их уже осваивает.

Forbes
Вечные французы Вечные французы

Любовь рус­ских к фран­цуз­ско­му ди­зай­ну об­ще­из­вест­на — даже Грибоедов над ней под­шу­чи­вал. Хозяин этой мос­ков­ской квар­ти­ры от­дал­ся фран­ко­фи­лии це­ли­ком — и не прогадал.

AD
Первое, второе и компот Первое, второе и компот

Где искать точки роста сетевого ресторанного рынка.

РБК
Беспилотные курьеры Беспилотные курьеры

Зарубежные логистические компании активно готовятся использовать беспилотники для доставки заказов: в сентябре тесты провели американская UPS и немецкая DHL. Дроны — это будущее логистики, настаивают крупнейшие операторы, преодолевая сопротивление регуляторов по всему миру.

РБК
Сырозамещение. Российские производители сыра пока немного выиграли от запрета на импорт Сырозамещение. Российские производители сыра пока немного выиграли от запрета на импорт

Объявленное в 2014 году продовольственное эмбарго выжило с российского рынка иностранных производителей сыра, уход которых образовал брешь размером почти в 300 тыс. т и 100–150 млрд руб. Заполнить ее пытаются не только крупные заводы, но и отдельные предприниматели и фермеры. Получается пока не очень. Так что российский бизнес боится отмены спасительного эмбарго

РБК
Эффект погружения Эффект погружения

VR-трансляции благодаря компании Prosense могут стать массовыми.

РБК
Бизнес в груди Бизнес в груди

Для чего Наталья Мантурова реформирует российскую пластическую хирургию?

РБК
Памятник старины Памятник старины

Архитек­тур­ное бюро Blockstudio офор­ми­ло для твор­че­ской се­мьи квар­ти­ру пло­ща­дью 77 м² с но­сталь­ги­че­ским интерьером.

AD
Начальник космодромов Начальник космодромов

Рано Джураева должна найти прибыль там, где раньше ее никто не искал.

РБК
Почтовое превращение «Почта России» становится технологичной компанией Почтовое превращение «Почта России» становится технологичной компанией

«Почта России» за последние три года отказалась от госдотаций, стала прибыльной компанией, создала собственный банк и минимум вдвое сократила срок доставки посылок. Цена трансформации госкомпании вписана в ее обновленную в 2013 году стратегию развития — 131 млрд руб. до 2018 года. Руководители «Почты России» мечтают сделать ее похожей на «Яндекс» и Mail.Ru Group. Удастся ли это?

РБК
Альянс по расчету Альянс по расчету

Зачем Александру Мамуту разработчик софта для ресторанов.

Forbes
Легко и просто Легко и просто

Архитек­тор Никита Морозов уве­ря­ет, что оформ­ле­ние за­го­род­но­го дома в под­мос­ков­ном Павлово да­лось ему безо вся­ких усилий.

AD
Под парусом надежды Под парусом надежды

Компания Officine Panerai в 12-й раз проводит крупнейшие гонки классических яхт Panerai Classic Yacht Challenge. РБК собрал самые важные и интересные факты о захватывающем и невероятно красивом этапе в тосканском Арджентарио.

РБК
Капитан «Кораблика» Как построить бизнес, не мечтая о лидерстве, инвесторах и экспериментах Капитан «Кораблика» Как построить бизнес, не мечтая о лидерстве, инвесторах и экспериментах

Сеть магазинов «Кораблик» пережила два финансовых кризиса, многих конкурентов и массовый отток менеджеров к главному из них, «Детскому миру». Как владелец сети Алексей Зуев построил и сохранил вторую по величине сеть магазинов детских товаров в стране? «Тихо и спокойно», — формулирует он главные принципы развития сети.

РБК
Женское дело Женское дело

Проблема любого женского бизнес-рейтинга, своего рода «первородный грех», — в самом факте гендерного деления участников коммерческой деятельности. Но доля топ-менеджеров или предпринимателей мужчин в подобных списках так велика, что женщин часто просто не видно, будто их нет совсем. В рейтинге крупнейших компаний России РБК 500 доля женщин-CEO — чуть больше 5%, и по мировым меркам это еще очень неплохой результат и вполне заслуженный повод показать их отдельно.

РБК
Домик удачи Домик удачи

На рынке пряников 200000 рублей стартового капитала можно превратить в 100 млн рублей годовой выручки.

Forbes
Остров Александрова Остров Александрова

Бизнесмен, зарабатывающий миллиарды на десертах, строит новый бизнес на похудении.

РБК
Земля–воздух Земля–воздух

Панорам­ный вид на Москву — гор­дость этой квар­ти­ры, спро­ек­ти­ро­ван­ной Алексеем Дунаевым и его бюро “ПРОЕКТ905”. Ради это­го вида при­шлось даже под­кор­рек­ти­ро­вать про­ект мно­го­этаж­но­го дома.

AD
Родина «Единорогов» Родина «Единорогов»

Компания Inventure Partners растит проекты стоимостью более $1 млрд.

Forbes
Дворец Султана Дворец Султана

Английский дизайнер Франсис Султана оформил в Лондоне роскошный особняк для пары любителей искусства из Болгарии.

AD
Испанское наследство Испанское наследство

Дизайнер Игнасио Курт унаследовал от родителей настоящий памятник архитектуры Испании 1960‑х годов — дом в горах Кади. И придал его интерьеру современное звучание.

AD
Открыть в приложении