Тема номера — Мнение
Несуществующие потолки
Проблема трудового равноправия женщин актуальна для многих стран. Решить ее пытаются, например, введением принудительного квотирования в найме. Нужны ли подобные меры в России, а главное, что формирует пресловутый «стеклянный потолок» — несовершенство законодательства или собственные стереотипы «семьи или карьеры»?
«Куда податься, если вы женщина и хотите сделать карьеру?» — таким вопросом задался в 2014 году журнал Time. Однозначным ответом на этот вопрос был один — в скандинавские страны, где благодаря специальному законодательству, как считалось, женщинам был открыт зеленый свет на ведущие позиции в корпорациях и госкомпаниях. Однако все далеко не так радужно за пределами законодательно обусловленного представительства в советах директоров.
К примеру, женщины CEO занимают весьма скромные 3% в 145 крупнейших по рыночной капитализации компаний Норвегии. Та же картина наблюдается в Германии, Испании и Швейцарии, которые приложили много усилий на политическом уровне, чтобы продвинуть женщин в органы управления компаниями. А Россия, несмотря на отсутствие у нас специального антидискриминационного законодательства, принятого, в частности, в Евросоюзе, США и Канаде и обязывающего компании поддерживать минимальный уровень присутствия женщин на руководящих постах, уверенно лидирует в мире по доле женщин, занимающих руководящие посты в компаниях — 45%, что существенно превышает среднемировой показатель (24%) и показатель стран G7 (22%).
Здесь сказываются и советское прошлое, когда женщин уравняли в правах с мужчинами еще в первой четверти XX века не только юридически, но на уровне идеологии, и традиция брать на себя большую часть заботы о внуках со стороны старших родственников из-за вынужденного совместного проживания нескольких поколений. Эти культурные особенности определили большее окно возможностей для продолжения карьеры после декретного отпуска по сравнению с Западной Европой и США, как и сформированная еще во времена СССР система яслей и детских садов. У нас ее принято периодически ругать и восхищенно смотреть в сторону заграницы, но по сравнению со многими странами, в частности США, Великобританией и Швейцарией, у наших женщин, желающих выйти на работу, есть реальная недорогая альтернатива частным няням.
Однако, несмотря на кажущуюся идиллию, есть свои нюансы и «стеклянные потолки». Если копнуть поглубже, выясняется, что большинство россиянок на руководящих позициях занимают традиционные должности главного бухгалтера и директора по кадрам, а на уровне генеральных, финансовых и операционных директоров женщин уже существенно меньше. Также, по данным регулярного мирового исследования Deloitte, в России исчезающе мала по сравнению с другими странами доля присутствия женщин в советах директоров, особенно в госкомпаниях: это 8,1% по 35 проанализированным компаниям, из них никто не занимает пост председателя совета директоров (это 34-е место из 39 стран, вошедших в исследование). Тут мы проигрываем даже Турции с ее более традиционным историческим и религиозным контекстом (10% мест в советах директоров и 7,4% мест председателей совета директоров из 29 проанализированных компаний). Среднеевропейский уровень составляет порядка 20%, по данным Еврокомиссии, и это во многом благодаря уже упомянутым так называемым законам равенства. Естественно, совет директоров — сравнительно новая управленческая структура, появившаяся в нашем правовом поле только с начала 1990-х. На нее унаследованная от СССР идеология гендерного равноправия, как видно, совершенно не распространилась.
В России сложилась удивительная ситуация. С одной стороны, мы впереди планеты всей по части занятых и работающих женщин, с другой — масса стереотипов, которые остаются препятствием именно для продвижения женщин по карьерной лестнице, причем стереотипы эти зачастую существуют на микроуровне — в семье или ближайшем круге общения. Например, считается, что бизнес достаточно агрессивен, поэтому мужские качества в нем более востребованы.
Более того, женщины далеко не всегда имеют внутреннюю установку на занятие руководящих позиций, и это обусловлено тем образом лидера, который сознательно или бессознательно навязывается общественным мнением, образовательными учреждениями и работодателями. В семье, во время обучения в институте и на ранних ступенях карьерной лестницы женщины часто получают четкий сигнал о том, что путь вверх по должностной лестнице однозначно связан с жесткой конкуренцией и требует исключительно «мужских» качеств — целеустремленности, амбиций и готовности поставить на кон все ради успеха. Проще говоря, чтобы добиться высот в бизнесе, нужно впахивать наравне с мужчинами (читай: как лошадь) и быть законченной стервой-карьеристкой.
В результате многие женщины отказываются от карьерных амбиций, не желая ассоциировать себя с образом мужеподобного монстра-трудоголика. Однако анализ успешных фирм показывает, что ни мужские черты лидерства, предполагающие доминантное поведение и навязывание различных форм воздействия на сотрудников, ни типично женские качества, предполагающие упор на собственную интуицию и эмпатию, не являются эффективными сами по себе.
Распространен миф о том, что женщина-руководитель никогда не сможет полностью посвятить себя работе, потому что для нее всегда будет важнее семья, тем более когда появляются дети. Работая в Deloitte уже более 16 лет, я могу с уверенностью сказать, что противопоставление семьи и карьеры — абсолютно надуманная постановка вопроса. За это время я видела огромное количество женщин, сочетающих успешную карьеру в аудите и консалтинге (а это проектный бизнес с заведомо ненормированным графиком) с воспитанием детей. При этом они не только не считают это каторгой, но и получают удовольствие от процесса. Часто это одни из самых эффективных сотрудников. Любая мама в процессе общения с детьми оттачивает до совершенства тайм-менеджмент и гибкость в принятии решений в условиях неопределенности (маленькие дети — тот еще источник сюрпризов, они способны мгновенно перевернуть с ног на голову любые планы, а общение с ними — непрерывное творчество). Пребывание в многозадачном режиме с постоянными новыми вводными — это повседневная реальность для мамы.
А теперь давайте посмотрим, какие качества необходимы современному руководителю. Обратимся к многочисленным исследованиям, которые проводятся на эту тему с конца 1970-х годов психологами, кадровыми агентствами и консультантами. В топ-10 неизменно входят: инициативность и гибкость в решении задач, отсутствие страха перед новым и умение управлять неопределенностью, высокий уровень самоконтроля, умение планировать время и устанавливать приоритеты, высокий уровень эмоционального интеллекта. Похоже, не правда ли? Поэтому иначе как иллюзией мнение о неэффективности совмещения для женщины руководящей позиции и семьи считать нельзя.
Если сотрудник — не важно, женщина или мужчина, — полностью посвящает себя исключительно работе, то от этого его эффективность как сотрудника и профессионала скорее падает, чем растет. Зацикливаясь на работе или зарплате как самоцели, человек теряет самое ценное — творческий аспект деятельности, источники вдохновения и идей.
В целом влияние гендерного фактора на карьеру в общественном мнении сильно преувеличено, в том числе под влиянием описанных выше стереотипов и семейных установок. Многие женщины заведомо отказываются от карьерных перспектив, считая, что мир бизнеса суров и в целом «не женское это дело». В жизни абсолютное большинство известных мне руководителей и собственников бизнеса вообще не делают различия между полами в профессиональном плане — наоборот, многие крупные проекты поручают именно женщинам, доверяя их тщанию, заботе о конечном результате и личной приверженности делу. Также в моей практике очень многие не только зарубежные, но и российские компании уже давно идут навстречу женщинам, включая в программы мотивации гибкий рабочий график и другие специальные условия для совмещения работы и семьи в комфортном режиме, и женщины этим активно пользуются. И чем дальше я работаю, тем больше мантра о «жестоком мире акул бизнеса» в устах мужчин звучит для меня как лукавство, а в устах женщин — как оправдание отказа от реализации себя в деле.
Доля женщин в советах директоров крупнейших компаний разных стран:
36,7% — Норвегия
10% — Турция
8,1% — Россия
2,4% — Япония 22,2% всех председателей советов директоров в Италии — женщины
0 — число женщин председателей советов директоров в 39 крупнейших компаниях РФ
61% советов директоров в России обходится вообще без женщин
Источники: «Спенсер Стюарт», Deloitte