Насколько ж/д транспорт России включен в мировую ESG–повестку

РБКBiznes

Андрей Лисицын: «Наши клиенты смогут выбирать безопасный для экологии маршрут»

Беседовал Владимир Чубаров

Насколько российский железнодорожный транспорт включен в мировую ESG-повестку, зачем крупнейшему в стране работодателю проводить год экологии и как мировой тренд на устойчивое развитие способен дать вторую жизнь путешествиям на поездах, «РБК Трендам» рассказал Андрей Лисицын, начальник департамента экологии и техносферной безопасности РЖД.

РБК: Сегодня многие компании стали активно развивать ESG-направление. Почему вопросы экологии, социальной политики и корпоративного управления оказались важными и для РЖД?

А.Л.: Последние несколько лет РЖД четко и последовательно ориентировала свою деятельность в направлении ESG-принципов. В 2007 году компания стала участником Глобального договора ООН. Именно в это время была сформирована первая Экологическая стратегия ОАО «РЖД», в 2009 году она была утверждена. Присоединившись к целям устойчивого развития, мы сразу же приступили к их реализации в своих проектах и Экологической стратегии до 2020 года.

Сегодня тема устойчивого развития и ESG стала звучать более четко благодаря поддержке медиа и мирового сообщества. Мир меняется, и запрос общества к бизнесу растет: люди видят, что происходит с климатом, потреблением ресурсов, экологической обстановкой, и хотят видеть ответные действия компаний. Мы, как крупнейший работодатель и перевозчик в стране, не можем оставаться в стороне от подобных запросов и, разумеется, развиваемся в соответствии с мировыми трендами.

К 2020-му нам удалось реализовать все проекты в рамках нашей Экологической стратегии, и мы поняли, что будем ставить на будущее более амбициозные задачи, связанные с улучшением экологической обстановки и комфортом пассажиров.

РБК: Транспортному сектору сложнее или, наоборот, проще внедрять экологические проекты?

А.Л.: Возможно, для кого-то прозвучит удивительно, но железнодорожный транспорт — это самый экологичный транспорт из возможных. К примеру, выбросы от перевозки грузов авиатранспортом в 70 раз выше, чем поездом. В целом же деятельность РЖД производит менее 1% выбросов среди всей транспортной отрасли России.

Уже сегодня мы можем гордиться тем, что углеродный след от перевозки 1 т груза на 1 км составляет всего 7,8 г — это один из самых низких показателей среди крупных железнодорожных компаний мира. Однако работа в этом направлении предстоит большая и многоступенчатая. В частности, предстоит переход от дизельного топлива в пользу как электрической тяги, так и альтернативных видов топлива (газ, водород).

Железнодорожный транспорт открыт для инноваций. Сейчас ведется серьезная работа по цифровой трансформации, развиваются квантовые технологии. За примером здесь можно обратиться к совершенно бытовой ситуации. Любой клиент РЖД сегодня легко может сесть на поезд без бумажного билета, а на электронной версии будет написано, насколько меньше ваш углеродный след при выборе именно ж/д транспорта.

Если говорить о грузоперевозке, то у нас работает экологический калькулятор, где каждый может рассчитать углеродный след при перевозке своего груза. В будущем клиенты даже смогут выбирать наиболее безопасный для экологии маршрут перевозки и получать документальное подтверждение этому.

Сложность мы видим только в планируемых масштабах и тиражировании наших проектов. Они всегда проходят ряд этапов: от разработки до внедрения, и это порой занимает больше времени, чем мы можем изначально закладывать.

РБК: Ваша компания сформулировала свою Экологическую стратегию до 2030 года. Это довольно большой документ. А каким из заявленных инициатив РЖД уделяет особое внимание?

А.Л.: В фокусе у нас целый ряд мероприятий по модернизации подвижного состава. Например, меняя энергоносители на экологичные, мы также сделали стратегическую ставку на увеличение доли газа. Речь о газотурбовозах, первые образцы которых сейчас эксплуатируются на Свердловской железной дороге.

Также мы разрабатываем состав на водороде, первый опытный образец которого появится в 2024 году на Сахалине. Этот регион выбран пилотным для отработки углеродного регулирования, и мы будем рады предоставить такую разработку, которую мы делаем совместно с «Росатомом».

Отдельно хотел бы отметить наши планы по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба. Сюда входят грунт и ж/д пути, загрязненные нефтепродуктами, а также загрязненные емкости, резервуары и части территорий. Таких объектов в нашем реестре сейчас около 300, и мы планируем привести в порядок каждый.

И, конечно же, в приоритете изменений и совершенствований у нас инфраструктура. Состояние поездов и другой железнодорожной техники, установка шумозащитных экранов, укладка бесстыкового «бархатного» пути — лишь малая часть всего комплекса решений.

РБК: В Экологической стратегии также сказано, что РЖД стремятся поддерживать и развивать «зеленые» преимущества железнодорожного транспорта. Расскажите подробнее о них.

А.Л.: Среди всех требований к подвижному составу сегодня первое место занимают экологические. Среди экологических требований — снижение уровня шумового воздействия. Пока что эта задача еще полностью не решена в мире, но РЖД понемногу приближают тот момент, когда шум от вагонов будет снижен до санитарных норм в 55 дБ. Для этого мы ищем инновационные решения и активно привлекаем неравнодушных инженеров и компании. Считаю, что необходимо дальнейшее ужесточение требований к подвижному составу в части шума. Так, недавно мы начали устанавливать новые шумозащитные экраны на Куйбышевской железной дороге, а также начали применять композитные шины-замедлители вагонов для сортировочных горок в Люблино.

Разумеется, для нас, как крупного перевозчика, важно учиться работать с отходами. Мы планируем использовать около 90% отходов промышленного производства вторично. Работая в этом направлении, мы также закупаем биоразлагаемые пакеты и упаковку, ртутьсодержащие лампы меняем на другие типы осветительных приборов.

Среди других «зеленых» преимуществ отмечу наше развитие в сфере возобновляемой энергетики. К примеру, вокзал в Адлере оснащен солнечными панелями для выработки электричества, которое идет на обслуживание здания. Планируется, что таких вокзалов будет больше.

РБК: 2021 год РЖД объявили годом экологии. Какими результатами вы можете поделиться? Что получилось, а что еще предстоит сделать в наступающем году?

А.Л.: Во-первых, нам удалось снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников на 2,7 тыс. т, или на 8%.

Во-вторых, мы реализовали 21 проект по биоразнообразию нашей природы. Например, спонсировали научную экспедицию РАН по исследованию байкальской нерпы, изготовили 12 искусственных мест гнездования для орлана-белохвоста на территории Кабанского государственного природного заказника, а также установили систему постоянного видеонаблюдения за гнездом дальневосточного аиста на территории государственного природного заповедника «Болоньский».

В-третьих, на всех железных дорогах в течение года проходили различные конкурсы (более 150) и акции по экологической тематике (более 200). Среди них были уборка берегов водоемов, парков, посадка деревьев, устройство экологических троп, конкурсы на лучшее структурное подразделение железной дороги.

Пожалуй, в качестве итога этого года экологии я могу назвать то, что РЖД одержали победу в пяти номинациях в рамках Третьего Всероссийского конкурса по отбору лучших региональных природоохранных практик «Надежный партнер — экология». Эта награда отражает нашу осознанную и ответственную позицию перед нашей страной и обществом. Поэтому год экологии — это только начало.

РБК: Вы отметили, что в РЖД работают вместе с дочерними предприятиями более 1 млн человек. Насколько активно?

А.Л.: Я могу с уверенностью сказать, что в РЖД никто не остается в стороне от важных общественных действий. У нас в компании более 85 тыс. сотрудников занимаются корпоративным волонтерством, и мы поддерживаем все их начинания и проекты. Например, многие сотрудники РЖД участвовали во Всероссийском экологическом субботнике «Зеленая весна — 2021», организованном Неправительственным экологическим фондом имени В.И. Вернадского и структурными подразделениями филиалов РЖД. Результаты этого мероприятия впечатляют: высажено более 110,5 тыс. деревьев, убрано 2,6 га загрязненных территорий.

РБК: Как вы думаете, каким будет мир к 2030 году, когда многие крупные российские и зарубежные компании, и РЖД в том числе, смогут достичь своих целей в рамках ESG-стратегий?

А.Л.: Уверен, что к этому времени мы сможем более эффективно использовать наши ресурсы, поддерживая здоровый баланс в стране и на планете. Предполагаю, что технологии в целом станут дружественнее к окружающей среде, а ответственное отношение бизнеса приведет к тому, что экокультура станет неотъемлемой частью нашего общества.

Благодаря экологической повестке нас ждет «зеленое» и светлое будущее, комфортное для проживания нас и наших детей.

Фото: пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Чистый хайп и маркетинг» «Чистый хайп и маркетинг»

Что такое мемкоин и можно ли на нем заработать

РБК
Жизнь начинается с растений Жизнь начинается с растений

Как экстремальные условия трансформируют существующие экологические формы

Наука и жизнь
Огненная саламандра Огненная саламандра

Мифический «дух огня» с точки зрения биологии

Вокруг света
Император железных дорог Император железных дорог

Двенадцать лет назад за этой железнодорожной историей следил весь мир

ТехИнсайдер
Тучерезы Тучерезы

Какие современные здания имеют шансы пережить столетия?

ТехИнсайдер
Математические фронты Великой Отечественной войны Математические фронты Великой Отечественной войны

В 1930-х годах в России сформировалась плодотворная математическая жизнь

Наука и техника
Устаревшие технологии Устаревшие технологии

Вахта на Европе длится долго. Всё приедается

Наука и жизнь
День… суслика День… суслика

Я протёр глаза и приподнялся на локте: да это же суслик!

Наука и жизнь
Первые шаги стратегической авиации Первые шаги стратегической авиации

О том, ценой какого труда, в каких муках рождалась стратегическая авиация

Наука и техника
Ежевичный холм и его обитатели Ежевичный холм и его обитатели

Выход жизни на сушу – вопрос, интересующий не только специалистов

Наука и техника
Ставка давит на инвестиции Ставка давит на инвестиции

Какие макроэкономические факторы сдерживают рост агросектора

Агроинвестор
Код будущего Код будущего

Умные очки для плавания, роботы-сварщики и другие технологии будущего

ТехИнсайдер
Масложировая отрасль снова идет на рекорд Масложировая отрасль снова идет на рекорд

Валовой сбор масличных может превысить 34 млн т

Агроинвестор
Ненасытный интеллект Ненасытный интеллект

Создание ИИ следующих поколений столкнулось с неожиданным препятствием

ТехИнсайдер
Окаменелости — у порога Окаменелости — у порога

Мы привыкли думать, что научные чудеса происходят где-то далеко...

Наука и жизнь
На каком языке говорили скифы? На каком языке говорили скифы?

Обзор книги Сергея Кулланда «Скифы: язык и этногенез»

Знание – сила
Как искусственный интеллект переписывает правила медиарынка Как искусственный интеллект переписывает правила медиарынка

О том, где проходит граница между помощником человека и его заменой

ТехИнсайдер
Галльская война Галльская война

Юлий Цезарь: завоевание Галлии

Знание – сила
«Мозг – самый важный орган» «Мозг – самый важный орган»

Что такое память? Где она «хранится»? Почему мы помним не всё?

Знание – сила
Спинной мозг самолета – автопилот Спинной мозг самолета – автопилот

Пока человек толком не понимал, что такое полет, автопилот был не нужен

Наука и техника
Позвольте представить: виноградовник Позвольте представить: виноградовник

Чем придать естественности натургардену? Попробуйте посадить виноградовник

Наука и жизнь
Учимся понимать наши растения Учимся понимать наши растения

Кажется, чего уж проще: полить цветы. Но и здесь есть ряд тонкостей...

Наука и жизнь
Скифы: наследие, не расшифрованное до конца Скифы: наследие, не расшифрованное до конца

Скифы – народ, о которых мы знаем многое, но почти ничего не понимаем

Знание – сила
Искусственный интеллект смотрит в небо Искусственный интеллект смотрит в небо

Как технологии ИИ стали единственным средством для изучения космических глубин

Наука и жизнь
Боспор: царство греков и варваров Боспор: царство греков и варваров

Почему события, происходившие в Боспоре, имели для Афин большое значение?

Наука и жизнь
Инженерия рекордов Инженерия рекордов

О самых ярких случаях и новейших тенденциях в сфере спорта

ТехИнсайдер
ИИ — иллюзия интеллекта? ИИ — иллюзия интеллекта?

Что же такое искусственный интеллект? Какие опасности он может таить?

Наука и жизнь
Достоевский и раненая самость Достоевский и раненая самость

Психологическая анатомия духовного напряжения

Знание – сила
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Смельчаки, которые предлагали читателям космооперу с коммунистическим колоритом

Наука и жизнь
Тувинская «долина царей» – кладбище вождей азиатской Скифии Тувинская «долина царей» – кладбище вождей азиатской Скифии

Археология постепенно заставляет тувинскую «долину царей» открывать свои тайны

Знание – сила
Открыть в приложении