Андрей Себрант — о том, как учиться, работать и жить в изменчивом мире

РБКBiznes

Андрей Себрант: «Нестабильность порождает новые возможности»

Андрей Себрант — о том, как учиться, работать и жить в изменчивом мире

Подготовил Андрей Абрамов

0:00 /
734.285

Из-за распространения коронавируса, беспрецедентных карантинных мер и тяжелых последствий пандемии для глобальной экономики многим показалось, что мир стал крайне изменчивым и нестабильным. Андрей Себрант объяснил, почему мир всегда был таким, рассказал, зачем всем придется учиться, и дал совет, как строить карьерную стратегию в кризис, живя в постоянной неопределенности.

Что такое VUCA-мир

Современный мир часто характеризуют через концепцию VUCA. Впервые эту аббревиатуру применили еще в 1987 году американские ученые Уоррен Беннис и Берт Нанус для описания нестабильности (Volatility), неопределенности (Uncertainty), сложности (Complexity) и неоднозначности (Ambiguity) окружающей нас действительности. Позже ее стали использовать компании и корпорации, чтобы обозначить знания, которые помогут предвидеть будущие VUCA-проблемы и справиться с их последствиями.

Важно понимать, что это не какой-то новый мир, вдруг свалившийся на нас. Это обычный, столетиями существовавший мир, каким он был и будет.

Нас всегда будут окружать кризисы, эпидемии, падения метеоритов, стихийные бедствия, внезапные смерти, идиоты, мерзавцы и еще множество сложно прогнозируемых и часто неожиданных явлений. Причем с плохо предсказуемыми последствиями, отсутствием средств противодействия и массой жертв.

Никто не пытался описать другой, не VUCA-мир как целостную концепцию, потому что такая картина выглядит нереалистичной.

Как адаптироваться к изменениям

Чтобы адаптироваться к постоянным изменениям, примите их как естественное состояние мира. Признайте, что представления о стабильности, определенности, простоте и однозначности — опасная иллюзия, на которой нельзя строить жизненные стратегии.

Но не стоит считать нынешние проблемы концом света.

Именно неопределенности дают возможность изменить свою жизнь, а не быть фаталистом с девизом: «Я упустил когда-то свой шанс, и теперь мне ничего не светит».

Нестабильность — то, что регулярно порождает новые возможности. Если вы упустили случай сто раз, в сто первый может получиться, потому что все изменилось.

Почему учиться всю жизнь придется всем

Те, кто окончил вуз, и те, кто осваивал профессию альтернативными путями, активно конкурируют во множестве профессий, но не везде. Ученые, врачи, преподаватели по-прежнему являются выпускниками университетов. Сейчас не видно предпосылок, чтобы учеными становились после прохождения краткосрочных курсов.

Наука как деятельность очень слабо меняется по ходу технического прогресса. Очень сильно меняются ее инструменты. С лечением людей та же картина. При этом любой сильный ученый всю жизнь занимается интенсивным самообразованием. Это яркий пример того, что lifelong learning нельзя противопоставлять университетскому образованию: хороший выпускник университета обязан быстро и эффективно учиться всю жизнь.

А вот во множестве инженерных профессий, включая software engineering, университетский диплом дает все меньше преимуществ на производстве, пусть и высокотехнологичном.

Возникает масса новых профессий, в которых не может быть профильных специалистов с дипломами вузов.

Они не могут обучить специалиста по профессии, которая только что образовалась и которой не владеет ни один преподаватель.

Разным вещам нужно учиться по-разному. В процессе придется делать много неочевидных выборов и ошибаться. Никто не сможет дать универсальные правильные ответы. Придется экспериментировать и думать самому. Навык думать и экспериментировать сам по себе очень полезен. Придется освоить его вместо умения следовать чужим советам.

Кто станет слабым звеном

Теперь в мире надолго поселится страх перед заразными болезнями. Бизнес будет прагматично считать людей слабым звеном в любых производственных и бизнес-процессах. В первую очередь под угрозой окажутся профессии и должности, на которых человека можно заменить, пусть и со значительными первоначальными вложениями.

Не так давно я услышал забавную фразу, которую совершенно искренне произнес журналист во время репортажа: «Теперь мы поняли, что настоящими героями, без которых ни сейчас, ни в будущем не сможет обойтись человечество, являются кассиры, курьеры и складские рабочие. Мы поняли, что без них человечество не сможет выжить».

Журналист упрощает. Перечисленные профессии как раз в зоне риска. Это слабые места, где даже один заболевший может привести к закрытию бизнеса во время следующей пандемии. Чем раньше руководитель предприятия автоматизирует склады, организует оплату в режиме самообслуживания и максимально автономную доставку, тем меньше рискует.

В сферах, где роботы, механические системы и алгоритмы могут заменить людей, вытеснение человека будет проводиться быстрее.

При этом профессии, которые допускают полноценную работу без поездки на рабочее место, окажутся сильнее защищены. Такие заболевшие не угрожают остальному бизнесу. Их легко заменить, поэтому нет особой выгоды вкладывать деньги в замену удаленных сотрудников автономными системами.

Специалисты в области ИТ отлично подходят под это описание. Это та профессия, которая помогает строить и обслуживать мир автономных устройств. Но это не значит, что нужно перепрофилироваться на айтишника. Мир слишком сложен, чтобы работали такие простые ответы.

Как строить карьерную стратегию в кризис

Чтобы стать тем профи, которого возьмут на работу, недостаточно иметь востребованную профессию, особенно в условиях кризиса и медленного восстановления после него. Нужно иметь достижения, репутацию или хотя бы подтвержденный опыт. Чтобы овладеть профессией, связанной с программированием, потребуется около года.

Обещания, что человека с нуля превратят в аналитика или программиста за месяц или два, — откровенный обман.

Приходится выстраивать более долгую стратегию.

Первое и главное — это принять решение, что вы хотите поменять жизнь и готовы на это положить ближайшие год-полтора. Потом нужно выжимать максимум из своих текущих компетенций, не тратя времени и денег на их прокачку. Пока они не устарели, поддерживать себя на плаву. Хорошо хотя бы немного откладывать, а все новые усилия посвятить освоению новой профессии или приобретению новых компетенций.

Второе — получать не только знания и умения, но и подтверждаемый практический опыт: наработать минимальное портфолио. Только после этого заняться активным поиском нового места и новой позиции.

Как жить в постоянной неопределенности

Из неопределенности нельзя выйти. Это не свойство кризиса, это свойство жизни. Не от нового коронавируса, а от старых болезней — рака, инфаркта и инсульта — за этот год умрут миллионы людей. Больше миллиона жителей планеты погибнут в автокатастрофах. Конечно, ни у одного из них смерть не стояла в планах на 2020 год. У них были другие, возможно, определенные и хорошо проработанные планы.

С неопределенностью надо научиться жить.

Мы не можем знать погоду в конкретный день следующего месяца, но научились собирать гардероб для разных метеоусловий. Мы знаем, где висит зонт или плащ, поэтому утренняя сводка погоды не вызывает панику. Примерно в таком же стиле нужно относиться к другим жизненным обстоятельствам. Думать о гардеробе, а не о непредсказуемости погоды.

Нужно учиться перспективному, но не в режиме «броситься в омут с головой», а продолжать разумно «выдаивать до капли» старые накопленные навыки. Думать о будущем, но не в режиме «я должен максимально точно его спрогнозировать», а прикидывая разные сценарии. Чем они разнообразнее, тем лучше — и под каждый думать, какой «гардероб» понадобится в этом случае.

Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу сервисов компании «Яндекс». Одно из главных направлений работы — продвижение образовательных продуктов. Кандидат физико-математических наук, профессор практики Высшей школы экономики, автор Telegramканала TechSparks.

Фото: Yandex

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Трагическое наследство Трагическое наследство

Как Катерина Босов оказалась втянутой в борьбу за активы мужа

Forbes
Скрытые активы игровой индустрии Скрытые активы игровой индустрии

Какие элементы компьютерных игр могут быть защищены авторским правом

Наука и техника
Охранная грамота: останется ли диплом гарантией успеха и социального статуса Охранная грамота: останется ли диплом гарантией успеха и социального статуса

История высшего образования: от аграрных обществ до наших дней

РБК
Пришел невод с одною тиной… Пришел невод с одною тиной…

Ученые из Института биологии внутренних вод РАН описали новый вид водорослей

Наука
DANYA #6 DANYA #6

Как 18-летний сирота из Оренбурга стал кумиром зумеров

Forbes
Светлана Миронюк: «Государство сильнее алгоритмов» Светлана Миронюк: «Государство сильнее алгоритмов»

Чему и как стоит учиться в ближайшем будущем

РБК
Неизбежный крах Неизбежный крах

Почему автопром не переживет массового распространения электромобилей

Forbes
«Свободная страна» в колониальной Африке «Свободная страна» в колониальной Африке

Государство Либерия появилось на карте благодаря социальному эксперименту

Наука и техника
С места – в карьеру: какие отрасли и профессии будут востребованы через 10–20 лет С места – в карьеру: какие отрасли и профессии будут востребованы через 10–20 лет

Перспективные отрасли, которые будут развиваться и нуждаться в новых кадрах

РБК
Они могут вернуться… Они могут вернуться…

Сегодня мы вспомним о видах, исчезнувших в дикой природе

Наука и техника
Светлана Миронюк: «Одна жизнь = несколько карьер с множеством развилок» Светлана Миронюк: «Одна жизнь = несколько карьер с множеством развилок»

Светлана Миронюк — о работе и её будущем

РБК
Возвращение из бездны Возвращение из бездны

Уникальная операция по возвращению АПЛ «Курск» из пучины

Наука и техника
Работа не на дядю Работа не на дядю

Как Наум Бабаев создал компанию «Дамате», крупнейшего производителя индейки

Forbes
Атмосфера из фтора и скалы из золота: возможное и невозможное на экзопланетах Атмосфера из фтора и скалы из золота: возможное и невозможное на экзопланетах

Могут ли где-то во Вселенной существовать планеты с атмосферой из азота и фтора?

Наука и техника
Уроки испанки Уроки испанки

Как экономика переживет «неожиданную остановку»

Forbes
Первый эсминец КНДР Первый эсминец КНДР

Вступление в строй первого многоцелевого эсминца ВМС КНДР «Чхве Хён»

Наука и техника
Из тюрьмы в бочку Из тюрьмы в бочку

Куда делись миллиарды Сергея Полонского, да и были ли они?

Forbes
Привет из прошлого Привет из прошлого

Спускаемый аппарат межпланетной станции Космос-482 вошел в атмосферу Земли

Наука и техника
Груз платформы Груз платформы

Павел Дуров: бизнесмен, который бросил вызов мировому господству доллара

Forbes
Сказочная жизнь Сказочная жизнь

Собирать сказки люди начали задолго до члена ИРГО Александра Афанасьева

Вокруг света
Дмитрий Крутов: «Никакие инструменты не заставят вас захотеть расти и развиваться» Дмитрий Крутов: «Никакие инструменты не заставят вас захотеть расти и развиваться»

Директор Skillbox — о том, как стимулировать себя на постоянную учебу

РБК
Языковая модель Языковая модель

Самые яркие и неожиданные мифы о происхождении языка

Вокруг света
Леонид Черный: «Нужно не следовать за трендом, а создавать его» Леонид Черный: «Нужно не следовать за трендом, а создавать его»

Леонид Черный — о главных компетенциях цифровой эпохи и дифиците кадров

РБК
Суборбитальная авиация: новый формат полетов Суборбитальная авиация: новый формат полетов

Гиперзвуковые полеты могут соединяться с суборбитальным космосом в единое целое

Наука
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Заплатка для мозга Заплатка для мозга

Искусственно выращенные клетки головного мозга реагируют на импульсы друг друга

Наука
Неприкосновенный запас Неприкосновенный запас

Полная ревизия на случай повторения неприятной ситуации

GQ
Редомициляция, или Переезд как по нотам Редомициляция, или Переезд как по нотам

Рост акций выше 50% и другие перемены в жизни компаний, сменивших юрисдикцию

РБК
Перестройка XXI века Перестройка XXI века

Михаил Насибулин — о стимулах и барьерах на пути развития цифровых технологий

РБК
Одна маленькая лягушка и 10 000 мышей Одна маленькая лягушка и 10 000 мышей

Почему батрахотоксин смертелен для человека, но безвреден для маленькой лягушки?

Наука и жизнь
Открыть в приложении