Без 100 не разберешься
Центральной темой этого номера стал РБК 100. И это не просто ренкинг торгуемых на бирже российских компаний по совокупному объему торгов. Это призма, сквозь которую мы смотрим несколько шире — на экономику, тренды, риски и перспективы — и которая, надеемся, послужит дополнительным ориентиром для частных инвесторов. А последние, как показывает статистика, ставят рекорды по количеству сделок на Мосбирже, и это на практике доказывает, что кризисы — время возможностей.
По мнению экспертов, мировой тренд на инвестиции в ESG сохранится в ближайшие годы и в России. Несмотря на то что уход иностранных компаний замедлил темпы внедрения ESG-практик в стране, у отечественной экономики появилась возможность сформулировать собственное видение ESG-повестки и ее ключевых составляющих.
Раскрытие информации об устойчивости бизнеса благотворно влияет на рынок, делая его прозрачнее, поэтому находится в поле зрения не только инвесторов, но и регуляторов. В связи с этим крайне актуальным становится и ESG-индекс — совместный продукт РБК и рейтингового агентства НКР по оценке ESG-профилей компаний. Второй выпуск индекса, представленный в конце сентября на ESG-конференции РБК, продемонстрировал сохраняющийся интерес крупного бизнеса к принципам устойчивого развития и внедрению ESG-практик. И большинство экспертов уверены, что на горизонте трех-пяти лет бизнес будет вкладываться в развитие корпоративных программ по улучшению благополучия сотрудников и в социальные проекты.
Впрочем, наиболее понятной большинству в аббревиатуре ESG остается буква E — экология. Визионеры убеждены, что борьба с изменением климата может стать основой новой эры инноваций. И эти инновации не за горами: новые зеленые технологии появляются буквально каждую неделю. ИИ-алгоритмы уже сейчас используют для повышения безопасности и энергоэффективности в промышленности. Новые подходы можно заметить также в утилизации и переиспользовании отходов, которые не только делают мир чище, но и экономически выгодны. Даже в одной из самых неэкологичных отраслей промышленности — производстве стали — начинается переход с угля на водород. Все более эффективно мониторить выбросы и строить модели помогают цифровые двойники, а нейросети — их анализировать. И здесь возникает парадокс: для работы ИИ разработчики тратят огромные вычислительные мощности, а на их поддержание уходит все больше ресурсов… Пожалуй, на этом «самом интересном месте» мы остановимся, а полноценно вернемся к теме влияния технологий на мир в следующем номере, в котором подведем итоги форума RBC Tech, где компании и государство обсудят инновации и будущее технологического развития.
Вот так непринужденно мы пришли от объемов торгов на бирже к тому, сколько электричества и воды потребляют дата-центры. Кажется, это отличная иллюстрация сложности и запутанности мира. И именно в попытках выявить такие взаимосвязи и разобраться в них мы выпускаем этот журнал. Поэтому в очередной раз предлагаем устроиться поудобнее, заварить чай или кофе и провести некоторое время, раскладывая все по полочкам.
Команда РБК