Дельные механизмы
Для привлечений инвестиций у регионов уже есть несколько инструментов. Какие из них оправдали себя и нужны ли новые?
Инструменты в ассортименте
Одним из самых эффективных инструментов для привлечения инвестиций в регионы эксперты называют механизм территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР или ТОСЭР). «Механизм ТОСЭР — это своего рода расширение режима особых экономических зон, но между ТОСЭР и особыми экономическими зонами есть существенные отличия. ОЭЗ создавались как достаточно жесткая оболочка, где вид деятельности и объем начальных инвестиций компаний были строго установлены. В ТОСЭР предусмотрен обратный порядок — каждая территория создается под нужды якорного предприятия, отвечая его потребностям и нуждам», — объясняет президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. По его словам, для ТОР государство предусмотрело не только ряд льготных налоговых и административных послаблений, но и создание инфраструктуры проекта за счет бюджетных средств.
В ТОР также действует кластерный подход, подразумевающий деятельность на одной территории цепочки взаимосвязанных предприятий (поставщиков, производителей, потребителей), работа которых направлена на создание конечного продукта. «Создание инвестиционного климата и развитие производства — это не основные задачи, которые способно выполнять ТОСЭР. В рамках территории будут строиться детсады, школы, больницы — то есть появится развитая социально-экономическая инфраструктура. ТОСЭР сопровождает всю жизнь работника от производства до благоустроенного дома», — говорит Сергей Катырин.
Другой популярный механизм привлечения инвестора в регионы — специальный инвестиционный контракт. Основное решение здесь остается за федеральным центром, регион предоставляет площадку и административные преференции. Механизм такого контракта представляет собой соглашение между производителем и государством, в котором фиксируются обязательства инвестора наладить производство, инвестировав не менее 750 млн руб. Государство, в свою очередь, гарантирует стабильность налоговых и регуляторных условий, а также может установить и дополнительные меры стимулирования и поддержки. Закон «О промышленной политике», регулирующий заключение спец-инвест-контрактов, был принят в 2014 году, но внедрение нового механизма началось только в 2016-м. Самый первый контракт был подписан в июне 2016 года с немецкой компанией Claas по проекту модернизации завода сельскохозяйственных машин в Краснодаре. Один из важных инвест-контрактов — создание компанией Mazda завода по производству двигателей во Владивостоке. Японская компания пообещала инвестировать более 2 млрд руб. в организацию производства мощностью 50 тыс. двигателей в год.
Новый формат
Между тем власти продолжают экспериментировать с поиском форм поддержки регионов. В скором времени в распоряжении последних может появиться еще один инструмент — территории с преференциальными условиями ведения предпринимательской деятельности.
Группа по разработке соответствующего законопроекта была создана в минувшем феврале приказом Минэкономразвития. «Как видно из законопроекта, региону будет дано право выбирать количество таких территорий, то есть возможна конкуренция внутри региона. Также региону дано право выбирать параметры особых условий этих территорий, то есть на одной территории, допустим, будет поддерживаться предпринимательство в формате земледелия, на другой — оказание услуг, в третьей — производство», — рассказывает доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ имени Г.В. Плеханова Светлана Казанцева. Одним из способов создания особых условий предполагается сделать налоговую политику региона через регулирование трех региональных налогов — налога на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес — и региональной составляющей налога на прибыль.
Сама по себе идея способствовать развитию предпринимательства в соответствии с локальными потребностями, специализацией неплоха, говорит завлабораторией исследований проблем предпринимательства Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Вера Баринова. С другой стороны, подчеркивает она, на региональном и муниципальном уровнях недостаточно стимулов для развития малого и среднего бизнеса. В связи с этим не стоит ожидать, что переданным правом будут массово пользоваться.
По словам гендиректора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, в региональных бюджетах не так много денег, поэтому большого количества таких территорий и больших налоговых льгот они себе позволить просто не могут. «Регионы и сейчас могут создавать особые экономические зоны, но законопроект, видимо, призван снять административные барьеры и ускорить самостоятельное развитие регионов. Сейчас многие из них обременены долгами, поэтому центр поощряет предпринимательскую инициативу. Каждый регион обладает определенными преимуществами, и есть потребность ускорить их применение», — отмечает эксперт.
Старые ошибки
В целом независимо от выбранной формы привлечения инвестиций регионам важно не совершать основных ошибок, считает Сергей Катырин. Опыт содействия привлечению инвестиций в региональную экономику показывает, что на этапе знакомства с инвестором администрациям территорий необходимо руководствоваться тремя «не», говорит эксперт: не делить инвестиции на крупные и незначительные, не давать бюрократическим препонам задушить инвестиционный проект на начальной стадии и не предлагать учитывать в инвестиционных меморандумах любые обременения. «В целях совершенствования инвестиционного климата эксперты ТПП выделяют ряд мер по стимулированию инвестиционной деятельности. Первоочередными среди них являются, во-первых, введение «налоговых каникул» на срок до пяти лет в отношении предприятий, внедряющих принципиально новые технологии, машины и оборудование для их технического оснащения. Во-вторых, освобождение от уплаты таможенных платежей импортируемого, не имеющего российских аналогов оборудования. В-третьих, введение повышенного коэффициента ускоренной амортизации машин и технологического оборудования, вводимых и используемых в рамках новых технологий», — перечисляет эксперт.
Практика показывает, что немаловажную роль играет способность региональных властей договариваться с крупными инвесторами и не мешать малым и средним предприятиям развиваться, считает доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ имени Г.В. Плеханова Владимир Колмаков: «В переговорах с крупными инвесторами важна гибкость в плане использования всего потенциала региональных инструментов поддержки, включая налоговые стимулы и послабления, а это во многом зависит от финансовой самостоятельности региона». По его словам, на промышленной карте России возникают время от времени «памятники несговорчивости губернатора», когда производственные мощности располагаются в итоге в регионе, находящемся в непосредственной близости от границ того, куда инвестор хотел зайти изначально. «Опыт Китая и ОАЭ показывает, что притоку инвесторов, особенно тех, кто не привязан к конкретному клочку земли — не добывает сырье и не эксплуатирует недра, способствует создание базовой и расширенной инфраструктуры в виде индустриальных парков. Освободив производителя от сопутствующих расходов на подготовку и создание производственной инфраструктуры, можно сделать конкретный индустриальный парк привлекательным», — добавляет Владимир Колмаков.
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС