О том, как работает телемедицина, рассказал Денис Швецов

РБКSalomatlik

«Главное в телемедицине — это врачи»

С января 2018 года отечественные клиники получили право предоставлять пациентам дистанционные медицинские услуги. О том, как работает телемедицина, РБК+ рассказал директор по развитию сети клиник «Доктор рядом» Денис Швецов

В какой ситуации может оказаться полезной телемедицина?

— Преимущество телемедицины заключается в том, что технологии делают врачей доступными для пациентов в любое время, где бы те ни находились. На даче, в командировке или отпуске, когда ты далеко от города и рядом нет врача необходимой квалификации. Или наоборот — ты в центре мегаполиса, но совершенно нет времени для посещения клиники. Либо когда существующая проблема со здоровьем не кажется значимой. В таких случаях использование телемедицинских консультаций становится полезным, а иногда и безальтернативным способом получения медицинской помощи.

— С чего вы начинали развитие телемедицины?

— В ноябре 2016 года мы начали проводить телемедицинские консультации — бесплатно, в тестовом режиме. А уже в апреле 2017 года заключили первый в отрасли контракт со страховщиками на включение телемедицины в полисы ДМС. Параллельно подключили пациентов в рамках индивидуальных годовых контрактов. Потом заметили, что пользователи стали обращаться с вопросами: нахожусь в Таиланде, заболел, подскажите, что делать. Мы поняли, что выезжающие за рубеж — еще одна из наших целевых аудиторий. В основном это пациенты со стандартным набором жалоб: простыл, отравился, обжегся. Половину из них точно можно урегулировать дистанционно.

— Как это работает? Можно ли сказать, что врач определяет состояние пациента, исходя из того, как тот описывает симптомы?

— Да, в основе работы врача лежат данные, которые озвучивают или демонстрируют пациенты, а также медицинские документы, которые пациенты могут направить врачу накануне или во время консультации. Мы изучили структуру типовых обращений и выяснили, в каких случаях можем давать телемедицинскую консультацию, а в каких — нет. В отличие от многих провайдеров услуг в области телемедицины, которые начинали свою работу как ИТ-стартапы, а потом уже стали обрастать медицинскими компетенциями, мы пошли другим путем: у нас есть свои клиники, и в основе нашего сервиса — практикующие врачи. Это главная составляющая телемедицины. А телемедицина — один из способов стать ближе к нашим пациентам. Именно на это с самого начала была нацелена идеология нашего бренда — «Доктор рядом».

— Насколько можно доверять симптомам,которые озвучивает пациент? Нет ли опасности, что доктор в смартфоне чего-то не заметит?

— Задача врача на расстоянии провести первичную диагностику и определить нужный формат помощи, для чего врач и собирает анамнез. Этой информации может быть достаточно для рекомендаций, либо врач может направить пациента на дополнительную диагностику или очный прием в клинику. При этом ответственность врача регулируется законодательством независимо от того, каким способом была оказана медицинская помощь.

Недавно к нам обратилась пациентка, у которой начался отек после укуса осы. Доктор посоветовал вызвать скорую помощь и рекомендовал, какие конкретные шаги предпринять в ожидании врача. Благодаря этому удалось сохранить пациентке жизнь.

— Кто является основным двигателем развития телемедицины в России: ИТ-компании или клиники?

— Первыми на рынок телемедицины вышли ИТ-стартапы — они быстрые, гибкие и всегда ищут новые ниши для развития. Затем подключились клиники. Первой из медицинских компаний, запустившей свой телемедицинский сервис в России, стала «Доктор рядом». После 1 января 2018 года, когда в России был принят закон о телемедицине, потянулись и другие. По мере насыщения рынка на него все активнее будут выходить клиники, поскольку у их пациентов уже появился запрос на дистанционные медицинские консультации. И в какой-то момент ИТ-компании и клиники сойдутся в одной точке. С одной стороны, телемедицинские компании вынуждены предлагать что-то, кроме онлайн-консультаций, а с другой — клиникам необходимо выстраивать инфраструктуру взаимодействия с клиентом. Все игроки заинтересованы в том, чтобы создать максимально понятный и прозрачный цикл предоставления медицинских услуг.

— Через какие каналы клиенты получают услуги в области телемедицины?

— Мы оказались первыми среди профессиональных медицинских клиник, кто почувствовал потребность пациентов в дистанционном формате взаимодействия. В итоге мы работаем не только с пациентами нашей сети клиник, но и с теми, кому интересны исключительно телемедицинские услуги. Если к нашим клиникам прикреплены 300 тыс. пациентов и в основном это жители Москвы, то потребителями услуг в области телемедицины являются уже более 2 млн пользователей по всей России. У нас есть несколько продуктов, которые мы предлагаем нашим партнерам. Во-первых, это коробочное решение: в офисе нашего партнера можно купить годовую подписку на телемедицинские услуги, по которой в любой момент можно получить как срочную консультацию у терапевта или педиатра, так и плановую — у врача узкой специальности. Второй продукт — телемедицина в составе страховых полисов. Чаще всего это страховые продукты, по которым риск наступает редко, и продающие их партнеры заинтересованы в том, чтобы наполнить их сервисной составляю-щей, а телемедицина для этого подходит идеально. Наши телемедицинские услуги включены во многие продукты страховых компаний «Сбербанк страхование жизни», «Ренессанс Страхование», «Росгосстрах», «АльфаСтрахование-Жизнь», «Русский стандарт страхование», «Уралсиб», ERGO, «Согласие», «Альянс» и других компаний. Мы работаем практически со всем клубом страховщиков. Третий продукт — это включение телемедицины в различные программы лояльности или сервисные пакеты, например премиальных банковских карт. Продукты различаются наполнением услуг врачей, количеством консультаций, а также набором дополнительных опций — например, «Второе медицинское мнение» или дистанционный чекап.

— Каково место России на международном рынке телемедицины?

— По сравнению с Европой мы достаточно хорошо продвинулись. Из европейских стран телемедицина неплохо функционирует только в Великобритании, в США она гораздо более развита во многом благодаря современному регулированию. В России закон о телемедицине вступил в силу сравнительно недавно, и еще требуется разработать ряд нормативных документов. При этом рынок развивается достаточно быстро: еще год назад на телемедицину все смотрели скептически, а сегодня общество значительно изменило свои взгляды. Мы рассчитываем, что рынок телемедицины в России к концу 2019 года достигнет 10–12 млн человек.

— Насколько, по вашему мнению, действующее регулирование соответствует потребностям растущего рынка?

— Принятие нового закона стало очень серьезным шагом с точки зрения регулирования, до него телемедицинские услуги трактовали как угодно, в том числе и как информационные, для предоставления которых не нужна лицензия. Поэтому во второй половине 2017 года появилось много телемедицинских стартапов. Закон расставил все точки над «i» по вопросу о том, кто может предоставлять такие услуги, — только клиники, чьи врачи обладают всеми необходимыми сертификатамии электронной цифровой подписью. При этом врачам запрещено ставить диагноз и назначать лечение на первичном удаленном приеме. Но в России врачи и так достаточно консервативны в своих оценках. Возможность ставить диагноз могла бы существенно повысить ценность услуги, и я думаю, мы к этому придем. Рано или поздно телемедицинские консультации станут равнозначны очному приему.

— Если крупная ИТ-компания займется телемедициной и запустит некую единую платформу типа Uber, вы будете приветствовать это решение?

— Текущий рынок телемедицины еще не достиг своего насыщения, мы находимся в той ситуации, когда его надо растить. Для этого необходимы общие усилия государства и крупных игроков. Поэтому приход компаний, имеющих сильные маркетинговые инструменты, — это всегда хорошо. В то же время, если на маленьком несформированном рынке все начнут конкурировать между собой, не вкладывая ресурсы в его рост, это вряд ли будет эффективно. У ИТ-гигантов уже есть проекты в области телемедицины — например, «Яндекс» запустил проект «Яндекс. Здоровье». Похожие проекты развивают и телеком-операторы: МТС, «Билайн», «Теле2». Однако если посмотреть на рынок США, то там в телемедицине лидируют не Google или Amazon, а компании, в которых правильным образом совмещены медицинские, технологические и продуктовые компетенции, — только их сочетание позволит компании стать лидером.

Фото: Тимур Иванов Для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Культурный гид Культурный гид

Книги об экономическом феномене Китая, Саудовской Аравии и Южной Кореи

РБК
Заряжено зимой Заряжено зимой

Еще недавно электрические снегоходы казались фантастикой...

ТехИнсайдер
Цепочка ржаной нерентабельности Цепочка ржаной нерентабельности

Сельхозпроизводители теряют интерес к выращиванию ржи

Агроинвестор
Атмосфера из фтора и скалы из золота: возможное и невозможное на экзопланетах Атмосфера из фтора и скалы из золота: возможное и невозможное на экзопланетах

Могут ли где-то во Вселенной существовать планеты с атмосферой из азота и фтора?

Наука и техника
Главный бестселлер Китая Главный бестселлер Китая

«Звездное желание» — самый продаваемый автомобиль в Поднебесной

ТехИнсайдер
Парус-крыло: настоящее будущее?! Парус-крыло: настоящее будущее?!

Плюсы и перспективы использования экологичной технологии парус‑крыло

Y Magazine
Дизайн как искусство Дизайн как искусство

Sanlorenzo SD132 — асимметричная яхта, собравшая восторженные отзывы в Каннах

Y Magazine
Масала, чай и Великие Моголы Масала, чай и Великие Моголы

За три столетия любимая «Смесь Великих Моголов» превратилась в гарам масалу

Наука и жизнь
Слово о «бедной науке», или Еще раз о «новой евгенике» Слово о «бедной науке», или Еще раз о «новой евгенике»

Возражения против защиты «обновленной» версии евгеники

Знание – сила
Гормональные игры кошек Гормональные игры кошек

Что за роль в отношениях с кошками играет окситоцин, называемый гормоном любви?

Наука и жизнь
Страна зеленого цвета Страна зеленого цвета

Яхтенный маршрут вдоль тихоокеанского побережья Коста-Рики

Y Magazine
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

К концу 1960-х годов фантастика наконец-то обрела статус влиятельного жанра

Наука и жизнь
Сельхозтехника расширяет границы Сельхозтехника расширяет границы

Помогут ли дополнительные меры поддержки нарастить отгрузки за рубеж

Агроинвестор
Связь всех поколений Связь всех поколений

На что способны станции сотовой связи

ТехИнсайдер
Чартер начинается с мечты Чартер начинается с мечты

Какие регионы и яхты привлекают клиентов в яхтенном чартере

Y Magazine
Жизнь с начала времён Жизнь с начала времён

Примерно 400 млн лет назад морская живность стала осваивать пресные водоёмы

Наука и жизнь
Премия за объединение миров Премия за объединение миров

Ученые сумели объединить в одну систему: микромир и квантовые свойства

Наука и жизнь
Золотые нивы центра Евразии Золотые нивы центра Евразии

Обзор АПК Оренбургской области

Агроинвестор
Первый эсминец КНДР Первый эсминец КНДР

Вступление в строй первого многоцелевого эсминца ВМС КНДР «Чхве Хён»

Наука и техника
Маленькая, но удаленькая Маленькая, но удаленькая

Что такое шаровая молния и какие перспективы открывает ее изучение

Знание – сила
Пошлины не плывут в бюджет Пошлины не плывут в бюджет

Механизм плавающих пошлин и квот на экспорт зерна подорвал доходность аграриев

Агроинвестор
Бог в космосе обнаружен Бог в космосе обнаружен

«Следуй за угасшим солнцем»

Знание – сила
Темная сторона хлопка Темная сторона хлопка

С хлопком связаны войны, бедствия, рабство – и процветание человечества...

Знание – сила
Каркасное химическое строительство Каркасное химическое строительство

Казалось бы, бери атомы какие нужно и строй молекулу мечты. Это только на словах

Наука и жизнь
Кто построит теплицы в ДФО? Кто построит теплицы в ДФО?

Расположить в округе свои предприятия планируют сразу два инвестора

Агроинвестор
«Свободная страна» в колониальной Африке «Свободная страна» в колониальной Африке

Государство Либерия появилось на карте благодаря социальному эксперименту

Наука и техника
Поможет ли искусственный интеллект понять животных? Поможет ли искусственный интеллект понять животных?

В эпоху ИИ не пора ли нам, как в сказке, научиться распознавать «речь» животных?

Наука и жизнь
Будь крутым! Будь крутым!

Swan 128 заняла флагманскую позицию в линейке Maxi Swan Yachts верфи Nautor

Y Magazine
Боярышники. Услада глаз, утешение сердца Боярышники. Услада глаз, утешение сердца

Боярышникам не место в частных садах? А что, если присмотреться да поискать…

Наука и жизнь
Еще лучше Еще лучше

Sirena 60 — модель‑бестселлер, ставшая еще лучше

Y Magazine
Открыть в приложении