«Глобальное потепление» против «искусственного интеллекта». Какое слово войдет в историю страны как символ года
Практически одновременно с запуском журнала РБК в России появилась традиция выбирать главное слово года. Выбор на протяжении 15 лет осуществляется экспертным советом, в который входят лингвисты, педагоги, писатели, журналисты, социологи и культурологи. Зачем нужна такая акция? Какие слова станут символами нынешнего года и десятилетия? На эти вопросы РБК ответил инициатор проведения «Слова года» в России, заслуженный профессор теории культуры и русской литературы университета Эмори (Атланта, США) Михаил Эпштейн.
РБК: Почему люди выбирают такие категории, как человек года, слово года?
М.Э.: Человек — это рефлексивное существо, ему нужно отдавать себе отчет в том, что он сделал. А также он историческое существо, которое отслеживает стадии становления общества, чтобы не стоять на месте. «Слово года» — это наш ключ к пониманию самих себя, а также важнейший индикатор общественных умонастроений. Это не столь четкий критерий, как валовой национальный продукт, но слова тоже представляют собой символический капитал — главный капитал современного информационного общества.
РБК: Какие слова года вам больше всего запомнились и почему?
М.Э.: Когда я оглядываюсь на прошедшие 15 лет, то даже по первым словам (у нас ведь выбирается не только «слово года», но еще «выражение года», «неологизм», «антиязык») заметно, как из них выглядывают разные исторические слои. 2007 год — это «гламур», тот благословенный период, когда гламур еще мог стать знамением времени.
Для контраста: слово 2020 года — «обнуление». Оно вызвало много вопросов, потому что почти во всех странах на первом месте были «коронавирус», «ковид» или «пандемия». У нас тоже было предложено много слов из этой лексико-тематической группы, но по голосованию экспертов победило именно «обнуление». Не думаю, что только из-за обнуления президентских сроков. В каком-то смысле вся наша жизнь обнулилась из-за пандемии: обнулились профессии, туризм, общение, досуг.
РБК: Победителей категории «Слова года — 2021» вы объявите, когда этот номер журнала уже уйдет в печать. Может, расскажете о фаворитах?
М.Э.: Да, заранее неизвестно, что в итоге выберет экспертный совет, но тренды заметны. Большой кластер образуется вокруг слов «вакцина», «вакцинация», и их победа была бы очень естественной. С «антиязыком» тренд тоже более-менее ясен — скорее всего, в этой категории победит «ино агент». Это слово у нас выдвигалось несколько раз с 2012 года; в этот раз у него есть все шансы.
РБК: В этом году вы выбираете еще и слова десятилетия. Здесь еще сложнее определить победителей?
М.Э.: Ничто не мешает «иноагенту» стать «антиязыком» десятилетия. Возможные победители среди слов: «гибридный», «токсичный», «фейк», «ковид», «ретро», «обнуление», «сериал», «криптовалюта»... А среди выражений десятилетия — «искусственный интеллект», «глобальное потепление», «зеленая повестка», «четвертая технологическая революция». А также «культура отмены», «новая этика» — хотя последние скорее войдут в «антиязык». Вот, на мой взгляд, основные претенденты второго десятилетия.
Главные слова
2021 года
Спутник — Институт Пушкина
Настойчивость — Кембриджский словарь
Вакцина — Оксфордский словарь
Вакцина — Словарь Merriam-Webster
NFT — Collins English Dictionary
Слезы радости — Эмодзи года по версии Unicode