Тема номера — Хайп
И последние стали первыми
Не то чтобы онлайн-карьера их напрягает — наоборот. Все интересное происходит в интернете. YouTube и «ВКонтакте» окончательно превратились в новое телевидение — мгновенное, глобальное и общедоступное. А по охвату аудитории они еще осенью прошлого года обошли все российские телеканалы: месячный охват у «ВКонтакте» составил 86% от всей аудитории, у русскоязычного YouTube — 82,7%, у «Первого канала» — 81,5%. Попасть на это новое телевидение может любой человек в любое время, просто сняв видео на телефон и залив в интернет. Как поступил Алишер Усманов, записавший обращение к Алексею Навальному, который давно и плотно обосновался в онлайне. При желании миллиардер Усманов без проблем для своего кошелька мог купить много часов на главных федеральных каналах — но зачем, когда есть простой и прямой путь к миллионной аудитории?
Это когда-то интернет был прибежищем неудачливых артистов и аутсайдеров, которых не пускали в традиционные медиа, затем все быстро и неотвратимо изменилось. Спортивный журналист Юрий Дудь был популярным телеведущим, но его нынешняя популярность в роли видеоблогера несравнимо выше: после запуска видеоканала количество запросов «Дудь» в «Яндексе» в первый же месяц выросло в 16 раз. В прошлом номере журнала РБК Дудь рассказывал, что возвращаться на ТВ не планирует, отвечая отказом на все предложения. Почти половина героев его канала «вДудь» — рэперы. Телевидение годами игнорировало рэп: он был признан слишком неформатным, грязным и маргинальным. Рэперы творили в условных резервациях, выступали в маленьких клубах за мелкие деньги и выкладывали музыку в интернет бесплатно. Фанатов рэпа становилось все больше, они взрослели, у них появлялись деньги. И пришло время, когда в русском рэпе количество переросло в качество и случился настоящий взрыв. Есть ощущение, что в последние два-три года в российской музыке не происходило ничего интересного, кроме рэпа, — популярность рэперов сейчас бешено растет.
Широкая публика запоминает имена Mot и Pharaoh, глянцевые журналы публикуют большие материалы о Хаски и Скриптоните, а Баста собирает 35 тыс. человек на стадионе «Олимпийский». Таким результатом не может похвастаться ни один российский исполнитель в истории. И кто из выступающих сейчас артистов способен бросить Басте вызов? Только Oxxxymiron, который будет выступать на том же стадионе осенью. Рэперы уже очень неплохо зарабатывают — смотрите новую карту бизнеса «Рэп в деньгах и цифрах» на стр. 50. А некоторые из них уже начали другие, немузыкальные бизнесы от своего имени — правда, таких пока единицы. Главный рэпер-бизнесмен — Тимати (смотрите материал на стр. 51).
Без участия телевидения и почти целиком благодаря интернету произошел фантастический взлет «Грибов». Этому проекту примерно полтора года, на канале группы на YouTube опубликовано всего четыре видео, а общее количество их просмотров на начало июля — 165 млн. Выросшие и окрепшие в интернете «Грибы» отказываются от фотосессий, не ходят на тусовки и официальные мероприятия, не дают интервью и отвечают отказом на все попытки телевидения вытащить их в эфир. Все это им действительно не нужно — они и так звезды, которые не видят смысла в общении со старыми медиа. Подробнее о феномене «Грибов» и украинском продюсере Юрии Бардаше читайте на стр. 58.
Рэперам тесно и скучно в жестких и цензурных рамках «олдскульных» медиа, которые не способны предоставить им ту степень свободы, которую дает интернет. Ни одна из старых площадок не смогла бы вырастить баттлы в их нынешнем виде. В 2008 году «Муз-ТВ» запускал свои рэп-поединки под названием «Битва за респект», но большого успеха проект не имел, во многом из-за множества ограничений ТВ. Баттлы расцвели пять лет спустя в бесцензурном интернете: агрессия, оскорбления, потоки мата на канале Versus Battle трансформировались в 375 млн просмотров и 3,2 млн подписчиков, которые площадка набрала за четыре года. Эти цифры привлекли рекламодателей, готовых закрывать глаза на все перечисленное выше. Versus, который успел стать синонимом баттлов вообще, остается самой популярной, но уже не единственной площадкой для рифмованных поединков, а участвуют в этих битвах давно не только рэперы. Об экономике и разнообразии баттлов в России читайте в материале «Боевая поэзия» на стр. 46.
Не все то, что растет благодаря интернету, обязательно рифмует и ругается матом. Шумиха вокруг видеоблогеров сделала известными почти всем имена Ивангая, Саши Спилберг или Маши Вэй. Но что вы знаете о видеоблогерах Mister Max и Miss Katy? Возможно, ничего, если у вас нет маленьких детей. Максу и Кате на двоих десять лет, и у них есть 8,6 млн подписчиков и 10 млрд просмотров. Для сравнения: у Ивангая, самого популярного русскоязычного блогера из «взрослого» YouTube, — 11,6 млн подписчиков, но «всего» 2,5 млрд просмотров видео. Популярность юных видеоблогеров растет едва ли не по дням, и производство роликов оказывается настолько серьезным занятием, что для некоторых родителей детские блоги становятся работой, которая может приносить им больше денег, чем их прежний «взрослый» бизнес, а именно — сотни тысяч долларов в месяц. О самых маленьких звездах видео читайте на стр. 42.
Мы сочли необходимым зафиксировать «для истории» и несколько других хайпов, которые в короткое время привлекают внимание миллионов людей. Спиннеры — самый очевидный из них. Примитивная игрушка из подшипника распространяется по планете как вирус, и скоро не останется мест, где бы их не продавали практически на каждом уличном лотке. Другое дело — дорогие кроссовки лимитированных серий, которые никогда не смогут стать массовым товаром. Но очереди из сотен, иногда тысяч человек за спортивной обувью ценой в несколько сотен долларов становятся все более привычными: «сникерхедов» вокруг все больше, хотя едва ли этот микрохайп в обозримом будущем станет массовым. Но недавно то же говорили о криптовалюте, увлечении гиков и онлайн-анархистов.
Сегодня едва ли не каждая домохозяйка знает новый смысл слова «ферма», а тысячи «хомяков»-неофитов осваивают курсы «как майнить биткоины» и пытаются понять, чем «памп» отличается от «дампа». Бизнес тоже смотрит на криптовалюты со всем вниманием, хотя неопределенный юридический статус и волатильность заставляют относиться к ним с настороженностью. Но они же обладают несомненными плюсами и обещают фантастическую доходность, поэтому российские компании все чаще прибегают к процедуре под названием Initial Coin Offering, или ICO. Мы попытались рассказать, что это такое и почему набирает популярность, а заодно разобраться, что такое токены, краудсейл и криптобиржи.
В современном мире все меняется очень быстро, и это большой вопрос, протянут ли криптовалюты, видеоблоги и рэп в качестве хайпа еще год или летом 2018 года их заменят новые остромодные увлечения. На спиннеры мы сразу не будем ставить.