Все интересное происходит в интернете

РБКHi-Tech

Тема номера — Хайп

И последние стали первыми

Текст Валерий Игуменов

Не то чтобы онлайн-карьера их напрягает — наоборот. Все интересное происходит в интернете. YouTube и «ВКонтакте» окончательно превратились в новое телевидение — мгновенное, глобальное и общедоступное. А по охвату аудитории они еще осенью прошлого года обошли все российские телеканалы: месячный охват у «ВКонтакте» составил 86% от всей аудитории, у русскоязычного YouTube — 82,7%, у «Первого канала» — 81,5%. Попасть на это новое телевидение может любой человек в любое время, просто сняв видео на телефон и залив в интернет. Как поступил Алишер Усманов, записавший обращение к Алексею Навальному, который давно и плотно обосновался в онлайне. При желании миллиардер Усманов без проблем для своего кошелька мог купить много часов на главных федеральных каналах — но зачем, когда есть простой и прямой путь к миллионной аудитории? 

Это когда-то интернет был прибежищем неудачливых артистов и аутсайдеров, которых не пускали в традиционные медиа, затем все быстро и неотвратимо изменилось. Спортивный журналист Юрий Дудь был популярным телеведущим, но его нынешняя популярность в роли видеоблогера несравнимо выше: после запуска видеоканала количество запросов «Дудь» в «Яндексе» в первый же месяц выросло в 16 раз. В прошлом номере журнала РБК Дудь рассказывал, что возвращаться на ТВ не планирует, отвечая отказом на все предложения. Почти половина героев его канала «вДудь» — рэперы. Телевидение годами игнорировало рэп: он был признан слишком неформатным, грязным и маргинальным. Рэперы творили в условных резервациях, выступали в маленьких клубах за мелкие деньги и выкладывали музыку в интернет бесплатно. Фанатов рэпа становилось все больше, они взрослели, у них появлялись деньги. И пришло время, когда в русском рэпе количество переросло в качество и случился настоящий взрыв. Есть ощущение, что в последние два-три года в российской музыке не происходило ничего интересного, кроме рэпа, — популярность рэперов сейчас бешено растет.

Широкая публика запоминает имена Mot и Pharaoh, глянцевые журналы публикуют большие материалы о Хаски и Скриптоните, а Баста собирает 35 тыс. человек на стадионе «Олимпийский». Таким результатом не может похвастаться ни один российский исполнитель в истории. И кто из выступающих сейчас артистов способен бросить Басте вызов? Только Oxxxymiron, который будет выступать на том же стадионе осенью. Рэперы уже очень неплохо зарабатывают — смотрите новую карту бизнеса «Рэп в деньгах и цифрах» на стр. 50. А некоторые из них уже начали другие, немузыкальные бизнесы от своего имени — правда, таких пока единицы. Главный рэпер-бизнесмен — Тимати (смотрите материал на стр. 51).

Без участия телевидения и почти целиком благодаря интернету произошел фантастический взлет «Грибов». Этому проекту примерно полтора года, на канале группы на YouTube опубликовано всего четыре видео, а общее количество их просмотров на начало июля — 165 млн. Выросшие и окрепшие в интернете «Грибы» отказываются от фотосессий, не ходят на тусовки и официальные мероприятия, не дают интервью и отвечают отказом на все попытки телевидения вытащить их в эфир. Все это им действительно не нужно — они и так звезды, которые не видят смысла в общении со старыми медиа. Подробнее о феномене «Грибов» и украинском продюсере Юрии Бардаше читайте на стр. 58.

Рэперам тесно и скучно в жестких и цензурных рамках «олдскульных» медиа, которые не способны предоставить им ту степень свободы, которую дает интернет. Ни одна из старых площадок не смогла бы вырастить баттлы в их нынешнем виде. В 2008 году «Муз-ТВ» запускал свои рэп-поединки под названием «Битва за респект», но большого успеха проект не имел, во многом из-за множества ограничений ТВ. Баттлы расцвели пять лет спустя в бесцензурном интернете: агрессия, оскорбления, потоки мата на канале Versus Battle трансформировались в 375 млн просмотров и 3,2 млн подписчиков, которые площадка набрала за четыре года. Эти цифры привлекли рекламодателей, готовых закрывать глаза на все перечисленное выше. Versus, который успел стать синонимом баттлов вообще, остается самой популярной, но уже не единственной площадкой для рифмованных поединков, а участвуют в этих битвах давно не только рэперы. Об экономике и разнообразии баттлов в России читайте в материале «Боевая поэзия» на стр. 46. 

Не все то, что растет благодаря интернету, обязательно рифмует и ругается матом. Шумиха вокруг видеоблогеров сделала известными почти всем имена Ивангая, Саши Спилберг или Маши Вэй. Но что вы знаете о видеоблогерах Mister Max и Miss Katy? Возможно, ничего, если у вас нет маленьких детей. Максу и Кате на двоих десять лет, и у них есть 8,6 млн подписчиков и 10 млрд просмотров. Для сравнения: у Ивангая, самого популярного русскоязычного блогера из «взрослого» YouTube, — 11,6 млн подписчиков, но «всего» 2,5 млрд просмотров видео. Популярность юных видеоблогеров растет едва ли не по дням, и производство роликов оказывается настолько серьезным занятием, что для некоторых родителей детские блоги становятся работой, которая может приносить им больше денег, чем их прежний «взрослый» бизнес, а именно — сотни тысяч долларов в месяц. О самых маленьких звездах видео читайте на стр. 42.

Мы сочли необходимым зафиксировать «для истории» и несколько других хайпов, которые в короткое время привлекают внимание миллионов людей. Спиннеры — самый очевидный из них. Примитивная игрушка из подшипника распространяется по планете как вирус, и скоро не останется мест, где бы их не продавали практически на каждом уличном лотке. Другое дело — дорогие кроссовки лимитированных серий, которые никогда не смогут стать массовым товаром. Но очереди из сотен, иногда тысяч человек за спортивной обувью ценой в несколько сотен долларов становятся все более привычными: «сникерхедов» вокруг все больше, хотя едва ли этот микрохайп в обозримом будущем станет массовым. Но недавно то же говорили о криптовалюте, увлечении гиков и онлайн-анархистов.

Сегодня едва ли не каждая домохозяйка знает новый смысл слова «ферма», а тысячи «хомяков»-неофитов осваивают курсы «как майнить биткоины» и пытаются понять, чем «памп» отличается от «дампа». Бизнес тоже смотрит на криптовалюты со всем вниманием, хотя неопределенный юридический статус и волатильность заставляют относиться к ним с настороженностью. Но они же обладают несомненными плюсами и обещают фантастическую доходность, поэтому российские компании все чаще прибегают к процедуре под названием Initial Coin Offering, или ICO. Мы попытались рассказать, что это такое и почему набирает популярность, а заодно разобраться, что такое токены, краудсейл и криптобиржи.

В современном мире все меняется очень быстро, и это большой вопрос, протянут ли криптовалюты, видеоблоги и рэп в качестве хайпа еще год или летом 2018 года их заменят новые остромодные увлечения. На спиннеры мы сразу не будем ставить.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Онлайн-каналы должны нести ответственность за реализацию БАДов» «Онлайн-каналы должны нести ответственность за реализацию БАДов»

О ситуации на рынке биологически активных добавок (БАД)

РБК
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК

Каждый год кого-то выбирают. Речь не о выборах в органы власти – эту тему мы оставим лучше в покое. Речь о журналах, радиостанциях и телеканалах. Выбирают человека года. Политика года. Певца года. Блогера года. Енота года.

Playboy
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Жизнь после жизни: цветок и плод Жизнь после жизни: цветок и плод

Как на месте угасающего цветка начинает своё развитие плод

Наука и жизнь
Популяризация свинины Популяризация свинины

Что поможет увеличению потребления свинины

Агроинвестор
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Основы советской фантастики закладывались ещё до революции

Наука и жизнь
Мода как универсальный феномен Мода как универсальный феномен

История и природа явления моды, перспективы ее развития

Знание – сила
Винное литературознание Винное литературознание

Как винный дух гуляет по истории литературы, в каких сюжетах и характерах

РБК
«Главное — идея, которую ты воплощаешь» «Главное — идея, которую ты воплощаешь»

Винодел Павел Швец работает с вином с 19 лет. Что он может о нем сказать?

РБК
Кадры решают Кадры решают

Помогут ли новый федеральный проект и господдержка привлечь специалистов в АПК?

Агроинвестор
Чудесная Чудесная

В созвездии Кит расположилась одна из самых удивительных звёзд нашего неба, Мира

Наука и жизнь
На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь

«Край Земли» хочет увеличить площадь яблоневых садов в 5,5 раза к 2040 году

Агроинвестор
Ни рук, ни ног — вообще ничего… Ни рук, ни ног — вообще ничего…

Что представляют собой змеи, чем они опасны и чем прекрасны?

Наука и жизнь
Южный Урал — сказочный край России Южный Урал — сказочный край России

Давно мечтала я побывать на Урале и вот стою у ворот парка «Таганай»...

Знание – сила
Вино в кино на все времена Вино в кино на все времена

Кинокартины, которые помогут погрузиться в эномир и узнать больше о виноделии

РБК
Африканские пленные Первой мировой Африканские пленные Первой мировой

Среди военнопленных Первой мировой войны одна категория людей оказалась забыта

Знание – сила
Бродский и его окружение Бродский и его окружение

Размышляем о роли вина в жизни и поэзии Иосифа Бродского

РБК
В поисках частиц темной материи В поисках частиц темной материи

Три основные гипотезы о том, что представляют собой частицы темной материи

Знание – сила
Дух большой воды Дух большой воды

Почему индейцы боятся «Большой воды» и уходят все глубже в лес?

Вокруг света
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Один день в долине Маадим Один день в долине Маадим

Рассказ Станислава Романова «Один день в долине Маадим»

Знание – сила
Софонисба Вторая… — Первая! Софонисба Вторая… — Первая!

Кто сказал, что эмансипированные женщины появились только в конце XIX века?

Знание – сила
Встречают по одежке? Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБК
6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом 6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом

Разбираемся в причинах «белого разворота» в мире вина

РБК
Даурские каникулы Даурские каникулы

Истории о свободолюбивых диких котах и их скрытном образе жизни

Наука и жизнь
Кабина истребителя Кабина истребителя

Мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7

Вокруг света
Капризы моды в храме науки Капризы моды в храме науки

Казалось бы, в сфере науки просто нет места моде. Но так ли это?

Знание – сила
Познание в обход сознания Познание в обход сознания

Почему мозг приписывает намерения нарисованным треугольникам?

Вокруг света
Скорпионы и лавры: говорящие детали Скорпионы и лавры: говорящие детали

10 портретов-ребусов эпохи Возрождения

Вокруг света
Открыть в приложении