Российская промышленность снижает зависимость от иностранных поставщиков

РБКBiznes

Импортозамещение выходит на новый уровень

Текст: Анна Багрова, Кристина Шевелева. Подготовлено редакцией РБК+

Российская промышленность снижает зависимость от иностранных поставщиков, но в зоне риска по-прежнему несколько ключевых отраслей, в том числе гражданское авиастроение.

Более трети промышленных компаний в прошлом году ускорили динамику импортозамещения по сравнению с 2022 годом, показал опрос промышленных предприятий, проведенный Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Участие в нем приняли более тысячи крупных и средних компаний из 30 регионов России.

Процессы импортозамещения идут быстрыми темпами и тем самым укрепляют технологический суверенитет России, заявил президент Владимир Путин на саммите СНГ 8 октября.

Количество отраслей российской экономики, охваченных процессами импортозамещения, значительно увеличилось, политика импортозамещения сегодня представляет собой не просто ответ на вызовы внешней среды, а стратегию долгосрочного развития и укрепления экономической независимости страны, указывают эксперты НИУ ВШЭ в докладе «Тенденции импортозамещения в промышленности в 2023–2024 годах». Самые высокие темпы импортозамещения, говорится в документе, отмечены на предприятиях по производству компьютеров, электронных и оптических изделий, электрооборудования, лекарственных средств и материалов, автотранспорта, кокса и нефтепродуктов.

При этом четверть промышленных предприятий оценили свой уровень зависимости от импортных материалов и других ресурсов как высокий, причем 5% из них — как крайне высокий, а еще 44% респондентов исследования заявили о среднем уровне зависимости, отмечают эксперты НИУ ВШЭ.

Одной из главных проблем промышленности остается отсутствие отечественных поставщиков, способных заместить недоступное импортное оборудование, материалы и комплектующие, подтвердили результаты конъюнктурного опроса промышленных предприятий, проведенного экономистом Сергеем Цухло из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. По его данным, более половины предприятий не смогли найти альтернативных поставщиков внутри страны. Правда, в прошлом году доля таких предприятий составляла 62%.

Основным каналом замещения с момента введения санкций стал импорт из Китая — его в этом году используют почти 70% предприятий, на втором месте — импорт из Турции. Доля российских аналогов выросла с 38% в 2022 году до 54% в 2024-м — это и показывает динамику импортозамещения.

Часть предприятий по-прежнему решает проблему с сырьем и комплектующими за счет параллельного импорта. Как выяснили эксперты НИУ ВШЭ, доля промышленных организаций, вынужденных закупать критически важные для производства компоненты по параллельному импорту, в прошлом году выросла в два раза: если в 2022 году это отметили 22% респондентов, то в 2023 году — уже 40%. Причем более трети из них сообщили, что процедура закупки стала сложнее. Главная проблема в том, что нет уверенности в стабильности этого канала, отмечают исследователи Вышки.

Кто успешно замещает импорт

По данным исследования НИУ ВШЭ «Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра», проведенного ВШЭ при участии РСПП и Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ, положительную динамику импортозамещения по сравнению с прошлым годом можно отметить в судостроении, производстве лифтового оборудования, трубопрокате, энергетике.

В судостроении, по данным Минпромторга, сохраняются проблемы с импортозамещением главных двигателей, электрических винторулевых колонок и радионавигационного оборудования, но почти все палубное и грузовое оборудование уже успешно производится в России.

На долю российских комплектующих в лифтах приходится сейчас около 80% от общего объема, хотя сохраняется еще зависимость от некоторых элементов, таких как лебедки и электроника, отмечено в докладе НИУ ВШЭ. Так, на базе холдинга S8 Capital организовано серийное производство лифтов повышенной грузоподъемности, что покрывает более 50% рынка, а Кизлярский электроаппаратный завод освоил производство датчиков открытия дверей, что обеспечит потребности крупнейших российских и белорусских производителей, указывают эксперты. Также разработаны системы обеззараживания кабин лифтов, которые уже запущены в серийное производство ведущими заводами.

Интенсивное импортозамещение идет в трубной отрасли — катализатором этого процесса стал высокий внутренний спрос со стороны нефтегазовой отрасли, и доля импорта в производстве, например, газовых труб сейчас не превышает 1,5%, тогда как десять лет назад составляла десятки процентов.

80% комплектующих в лифтах уже отечественного производства

Кому импорт нужен больше всех

Среди отраслей с наиболее высокой зависимостью от импорта остаются станкостроение и автомобильная промышленность. Как отмечают эксперты НИУ ВШЭ, в производстве станков сейчас около 70% импортных составляющих и даже критически необходимые комплектующие приходят из недружественных стран. В автомобилестроении в 1,7 раза сократился совокупный импорт готовой продукции, однако увеличился импорт комплектующих — в стране развивается крупноузловая сборка, а не производство полного цикла.

На российском рынке электроники отечественная продукция занимает всего 3–5% от общего количества предоставляемых товаров, за исключением военной техники, а более половины потребностей рынка закрывается продукцией дружественных стран, прежде всего Китая, отмечают эксперты «Вышки».

Минпромторг России и МНТЦ МИЭТ к октябрю 2024 года представили программу по импортозамещению электроники до 2030 года, которая предусматривает запуск в стране в течение ближайших шести лет 110 опытно-конструкторских работ, связанных с производством оборудования для выпуска высокотехнологичной продукции, сообщил «РБК Отраслям» представитель Минпромторга. Предполагаемое финансирование программы — более 240 млрд руб. Задача программы — добиться импортозамещения 70% оборудования и материалов для микроэлектроники, в том числе устройств для выпуска высокопроизводительных чипов, СВЧ-электроники, силовой электроники.

По-прежнему импортируется основная часть сырья и ингредиентов для фармпроизводства, причем в биотехнологической, химической и микробиологической промышленности отмечается острая нехватка сырья из недружественных стран, указывают эксперты НИУ ВШЭ. По данным RNC Pharma, зависимость производителей лекарств от зарубежного сырья достигает 80%, и более двух третей импорта приходится на Китай и Индию.

Сложностей с поставками все больше, так как последние пакеты санкций запрещают поставку в Россию ряда реагентов, активов и интермедиатов, и даже китайские компании уже ограничивают экспорт некоторых позиций, рассказывал президент фармкомпании «Активный компонент» Александр Семенов в октябре на конференции «Биопром-2024».

Страдает из-за зависимости от импорта и легкая промышленность: ей не хватает тканей и красителей, более 40% которых приходит из Китая.

Одна из самых сложных ситуаций — в авиастроении, отмечено в исследовании ВШЭ. Производство коммерческих гражданских самолетов, комплектующих для них, а также логистика зависят от недружественных стран, наложивших санкции на Россию, либо же от стран, которые опасаются нарушать запреты на поставки в РФ. Новые поставки коммерческих судов — редкий случай, а импорт комплектующих из дружественных стран едва закрывает потребности этой отрасли, перечисляют эксперты. Сейчас же силы гражданского авиастроения направлены на поддержание пригодности уже имеющегося парка авиации, большую часть которого составляют иностранные суда, и для них производить комплектующие невозможно.

В России реализуется программа импортозамещения в авиационной отрасли с финансированием на уровне порядка 40 млрд руб. в год, предусматривающая модернизацию производств и инженерных центров, создание перспективных двигателей, сообщал вице-премьер Михаил Мишустин. Но комплексная программа, предусматривающая производство чуть менее тысячи отечественных самолетов до 2030 года, выглядит слишком амбициозной, в том числе из-за отсутствия экономически обоснованного спроса, признают эксперты.

Импортозамещение — сложный и небыстрый процесс со многими задачами, и то, что значительная часть предприятий смогла найти альтернативу зарубежным поставщикам и оборудованию, большое достижение, заявил «РБК Отраслям» главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. Главное, по его словам, что процесс идет, пусть и не без трудностей.

«Государство стимулирует внедрение бизнесом бережливых технологий»

Христофор Константиниди, руководитель ESG-лаборатории экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Импортозамещение в промышленности является очевидным приоритетом государственной политики и относится к вопросам национальной безопасности. Помимо решения важных государственных задач оно открывает широкий спектр возможностей российскому бизнесу для роста и становится стратегическим драйвером развития целого ряда отраслей экономики.

Вместе с тем импортозамещение — это капиталоемкий процесс, и тут нужно мыслить стратегически хотя бы на 10–15 лет вперед, планировать производство, способное успешно работать и быть конкурентоспособным после возобновления глобальных международных экономических отношений.

В связи с этим, несмотря на текущую геополитическую ситуацию, представляется по-прежнему актуальным развитие промышленности на основе принципов устойчивого развития. Прежде всего речь идет об экономической эффективности и устойчивости. Сегодня передовые российские предприятия активно применяют технологии бережливого производства, повышая эффективность управления и обеспечивая снижение себестоимости и рост качества выпускаемой продукции. Это неотъемлемая часть устойчивого развития. Государство активно стимулирует внедрение бизнесом бережливых технологий в рамках реализации национального проекта «Производительность труда».

Еще одной важной составляющей устойчивого развития, влияющей на конкурентоспособность промышленности, является формирование «экономики замкнутого цикла». Одноименный федеральный проект продолжит реализацию в рамках нового национального проекта «Экологическое благополучие».

Важно то, что экологическая ответственность промышленников позволяет предприятиям избежать многомиллионных штрафов за нарушение экологических норм и природоохранного законодательства.

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС, Александр Демьянчук/ТАСС, пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Алексей Осадчий: «Один из самых сложных вызовов — интерпретация активности мозга» Алексей Осадчий: «Один из самых сложных вызовов — интерпретация активности мозга»

Как работают интерфейсы «мозг — компьютер», сможем ли мы лечить деменцию?

РБК
Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж» Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж»

Как развиваются связи РФ и КНР и чего ждать в будущем

РБК
Биология эльфов Биология эльфов

Чем эльфам пришлось бы «пожертвовать» в обмен на вечную жизнь?

Вокруг света
Причудливая лилия кардиокринум Причудливая лилия кардиокринум

Что помогает садоводам-любителям выращивать редкий кардиокринум?

Наука и жизнь
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Сказочная повесть — фантастика с просветительской задачей

Наука и жизнь
«Дом А. Ф. Лосева» «Дом А. Ф. Лосева»

О том, как создавалась уникальная структура Дома Лосева

Знание – сила
Дрофа – степной реликт Дрофа – степной реликт

Все ли знают о самой крупной птице России? Это дрофа

Знание – сила
Атлас будущего Атлас будущего

Кто станет «человеческим паркетом» и кого ИИ оставит без работы?

Вокруг света
Гибкая практика Гибкая практика

Как йога стала глобальным трендом и частью мягкой силы для современной Индии

РБК
Человек уже не тот Человек уже не тот

Как эволюция продолжает нас менять, и нужно ли это человечеству

Вокруг света
Когда ещё был лес… Когда ещё был лес…

Рассказ Саши Тэмлейн «Когда ещё был лес…»

Наука и жизнь
Рельсы стратегического направления Рельсы стратегического направления

Байкало-Амурская магистраль — детище русско-японской и последующих войн

Наука
Земля тысячи королей Земля тысячи королей

Как в Камеруне реалии современности переплетаются с наследием древности

Вокруг света
Мускулы крылатой машины – система управления Мускулы крылатой машины – система управления

Как пилот заставляет слушаться машину в десятки тонн, контролируя ее в воздухе?

Наука и техника
Багуловое сердце Багуловое сердце

Рассказы Забайкалья о том, как был сотворен их мир

Вокруг света
Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов

Швеция и Нидерланды: как изменилась отечественная школа подводного судостроения

Наука и техника
Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров

«Удивительные ошибки» гения: как российский ученый открыл звероящеров

Наука и техника
Прямоточные двигатели будущего Прямоточные двигатели будущего

Сложнейшая задача гиперзвукового движения решается с нескольких направлений

Наука
Мост – это мир со своими законами Мост – это мир со своими законами

Наш сегодняшний разговор – не о фантастике, а о фантастических мостах

Знание – сила
Гипотеза бабушек Гипотеза бабушек

Зачем животным старшие поколения и как они передают опыт

Вокруг света
Молодой Цезарь Молодой Цезарь

Карьера Цезаря могла бы оборваться, едва начавшись, равно как и его жизнь...

Знание – сила
Учебная тревога Учебная тревога

Как устроена система образования в странах Азии и почему она вызывает опасения

РБК
Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре

Кто, как и зачем вакцинирует рыб в аквахозяйствах?

Наука и жизнь
От имитации к инновациям От имитации к инновациям

В чем секрет технологического успеха Китая

РБК
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
На Сахалине бамбук не курят На Сахалине бамбук не курят

Аккумуляторные батареи можно собрать из водорослей и высокорослых злаков

Наука
Есть ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе?

Пройдемся по имеющимся фактам в вопросе о жизни на Марсе

Наука и техника
Китайский с нуля Китайский с нуля

Сложно ли выучить новый язык и как это сделать самостоятельно

РБК
Масляное коварство Масляное коварство

Как масло для дерева может стать причиной пожара?

Наука и жизнь
Открыть в приложении