Российская промышленность снижает зависимость от иностранных поставщиков

РБКBiznes

Импортозамещение выходит на новый уровень

Текст: Анна Багрова, Кристина Шевелева. Подготовлено редакцией РБК+

Российская промышленность снижает зависимость от иностранных поставщиков, но в зоне риска по-прежнему несколько ключевых отраслей, в том числе гражданское авиастроение.

Более трети промышленных компаний в прошлом году ускорили динамику импортозамещения по сравнению с 2022 годом, показал опрос промышленных предприятий, проведенный Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Участие в нем приняли более тысячи крупных и средних компаний из 30 регионов России.

Процессы импортозамещения идут быстрыми темпами и тем самым укрепляют технологический суверенитет России, заявил президент Владимир Путин на саммите СНГ 8 октября.

Количество отраслей российской экономики, охваченных процессами импортозамещения, значительно увеличилось, политика импортозамещения сегодня представляет собой не просто ответ на вызовы внешней среды, а стратегию долгосрочного развития и укрепления экономической независимости страны, указывают эксперты НИУ ВШЭ в докладе «Тенденции импортозамещения в промышленности в 2023–2024 годах». Самые высокие темпы импортозамещения, говорится в документе, отмечены на предприятиях по производству компьютеров, электронных и оптических изделий, электрооборудования, лекарственных средств и материалов, автотранспорта, кокса и нефтепродуктов.

При этом четверть промышленных предприятий оценили свой уровень зависимости от импортных материалов и других ресурсов как высокий, причем 5% из них — как крайне высокий, а еще 44% респондентов исследования заявили о среднем уровне зависимости, отмечают эксперты НИУ ВШЭ.

Одной из главных проблем промышленности остается отсутствие отечественных поставщиков, способных заместить недоступное импортное оборудование, материалы и комплектующие, подтвердили результаты конъюнктурного опроса промышленных предприятий, проведенного экономистом Сергеем Цухло из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. По его данным, более половины предприятий не смогли найти альтернативных поставщиков внутри страны. Правда, в прошлом году доля таких предприятий составляла 62%.

Основным каналом замещения с момента введения санкций стал импорт из Китая — его в этом году используют почти 70% предприятий, на втором месте — импорт из Турции. Доля российских аналогов выросла с 38% в 2022 году до 54% в 2024-м — это и показывает динамику импортозамещения.

Часть предприятий по-прежнему решает проблему с сырьем и комплектующими за счет параллельного импорта. Как выяснили эксперты НИУ ВШЭ, доля промышленных организаций, вынужденных закупать критически важные для производства компоненты по параллельному импорту, в прошлом году выросла в два раза: если в 2022 году это отметили 22% респондентов, то в 2023 году — уже 40%. Причем более трети из них сообщили, что процедура закупки стала сложнее. Главная проблема в том, что нет уверенности в стабильности этого канала, отмечают исследователи Вышки.

Кто успешно замещает импорт

По данным исследования НИУ ВШЭ «Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра», проведенного ВШЭ при участии РСПП и Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ, положительную динамику импортозамещения по сравнению с прошлым годом можно отметить в судостроении, производстве лифтового оборудования, трубопрокате, энергетике.

В судостроении, по данным Минпромторга, сохраняются проблемы с импортозамещением главных двигателей, электрических винторулевых колонок и радионавигационного оборудования, но почти все палубное и грузовое оборудование уже успешно производится в России.

На долю российских комплектующих в лифтах приходится сейчас около 80% от общего объема, хотя сохраняется еще зависимость от некоторых элементов, таких как лебедки и электроника, отмечено в докладе НИУ ВШЭ. Так, на базе холдинга S8 Capital организовано серийное производство лифтов повышенной грузоподъемности, что покрывает более 50% рынка, а Кизлярский электроаппаратный завод освоил производство датчиков открытия дверей, что обеспечит потребности крупнейших российских и белорусских производителей, указывают эксперты. Также разработаны системы обеззараживания кабин лифтов, которые уже запущены в серийное производство ведущими заводами.

Интенсивное импортозамещение идет в трубной отрасли — катализатором этого процесса стал высокий внутренний спрос со стороны нефтегазовой отрасли, и доля импорта в производстве, например, газовых труб сейчас не превышает 1,5%, тогда как десять лет назад составляла десятки процентов.

80% комплектующих в лифтах уже отечественного производства

Кому импорт нужен больше всех

Среди отраслей с наиболее высокой зависимостью от импорта остаются станкостроение и автомобильная промышленность. Как отмечают эксперты НИУ ВШЭ, в производстве станков сейчас около 70% импортных составляющих и даже критически необходимые комплектующие приходят из недружественных стран. В автомобилестроении в 1,7 раза сократился совокупный импорт готовой продукции, однако увеличился импорт комплектующих — в стране развивается крупноузловая сборка, а не производство полного цикла.

На российском рынке электроники отечественная продукция занимает всего 3–5% от общего количества предоставляемых товаров, за исключением военной техники, а более половины потребностей рынка закрывается продукцией дружественных стран, прежде всего Китая, отмечают эксперты «Вышки».

Минпромторг России и МНТЦ МИЭТ к октябрю 2024 года представили программу по импортозамещению электроники до 2030 года, которая предусматривает запуск в стране в течение ближайших шести лет 110 опытно-конструкторских работ, связанных с производством оборудования для выпуска высокотехнологичной продукции, сообщил «РБК Отраслям» представитель Минпромторга. Предполагаемое финансирование программы — более 240 млрд руб. Задача программы — добиться импортозамещения 70% оборудования и материалов для микроэлектроники, в том числе устройств для выпуска высокопроизводительных чипов, СВЧ-электроники, силовой электроники.

По-прежнему импортируется основная часть сырья и ингредиентов для фармпроизводства, причем в биотехнологической, химической и микробиологической промышленности отмечается острая нехватка сырья из недружественных стран, указывают эксперты НИУ ВШЭ. По данным RNC Pharma, зависимость производителей лекарств от зарубежного сырья достигает 80%, и более двух третей импорта приходится на Китай и Индию.

Сложностей с поставками все больше, так как последние пакеты санкций запрещают поставку в Россию ряда реагентов, активов и интермедиатов, и даже китайские компании уже ограничивают экспорт некоторых позиций, рассказывал президент фармкомпании «Активный компонент» Александр Семенов в октябре на конференции «Биопром-2024».

Страдает из-за зависимости от импорта и легкая промышленность: ей не хватает тканей и красителей, более 40% которых приходит из Китая.

Одна из самых сложных ситуаций — в авиастроении, отмечено в исследовании ВШЭ. Производство коммерческих гражданских самолетов, комплектующих для них, а также логистика зависят от недружественных стран, наложивших санкции на Россию, либо же от стран, которые опасаются нарушать запреты на поставки в РФ. Новые поставки коммерческих судов — редкий случай, а импорт комплектующих из дружественных стран едва закрывает потребности этой отрасли, перечисляют эксперты. Сейчас же силы гражданского авиастроения направлены на поддержание пригодности уже имеющегося парка авиации, большую часть которого составляют иностранные суда, и для них производить комплектующие невозможно.

В России реализуется программа импортозамещения в авиационной отрасли с финансированием на уровне порядка 40 млрд руб. в год, предусматривающая модернизацию производств и инженерных центров, создание перспективных двигателей, сообщал вице-премьер Михаил Мишустин. Но комплексная программа, предусматривающая производство чуть менее тысячи отечественных самолетов до 2030 года, выглядит слишком амбициозной, в том числе из-за отсутствия экономически обоснованного спроса, признают эксперты.

Импортозамещение — сложный и небыстрый процесс со многими задачами, и то, что значительная часть предприятий смогла найти альтернативу зарубежным поставщикам и оборудованию, большое достижение, заявил «РБК Отраслям» главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. Главное, по его словам, что процесс идет, пусть и не без трудностей.

«Государство стимулирует внедрение бизнесом бережливых технологий»

Христофор Константиниди, руководитель ESG-лаборатории экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Импортозамещение в промышленности является очевидным приоритетом государственной политики и относится к вопросам национальной безопасности. Помимо решения важных государственных задач оно открывает широкий спектр возможностей российскому бизнесу для роста и становится стратегическим драйвером развития целого ряда отраслей экономики.

Вместе с тем импортозамещение — это капиталоемкий процесс, и тут нужно мыслить стратегически хотя бы на 10–15 лет вперед, планировать производство, способное успешно работать и быть конкурентоспособным после возобновления глобальных международных экономических отношений.

В связи с этим, несмотря на текущую геополитическую ситуацию, представляется по-прежнему актуальным развитие промышленности на основе принципов устойчивого развития. Прежде всего речь идет об экономической эффективности и устойчивости. Сегодня передовые российские предприятия активно применяют технологии бережливого производства, повышая эффективность управления и обеспечивая снижение себестоимости и рост качества выпускаемой продукции. Это неотъемлемая часть устойчивого развития. Государство активно стимулирует внедрение бизнесом бережливых технологий в рамках реализации национального проекта «Производительность труда».

Еще одной важной составляющей устойчивого развития, влияющей на конкурентоспособность промышленности, является формирование «экономики замкнутого цикла». Одноименный федеральный проект продолжит реализацию в рамках нового национального проекта «Экологическое благополучие».

Важно то, что экологическая ответственность промышленников позволяет предприятиям избежать многомиллионных штрафов за нарушение экологических норм и природоохранного законодательства.

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС, Александр Демьянчук/ТАСС, пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Быстрее, мощнее, эффективнее Быстрее, мощнее, эффективнее

Как при росте возможностей ИИ снизить его ресурсопотребление

РБК
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Экологическая модернизация Экологическая модернизация

Как разные страны переосмысливают управление органическими отходами

Агроинвестор
На «зеленой» волне На «зеленой» волне

Какие экологические технологии внедряют отечественные аграрии

Агроинвестор
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты» Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты»

О том, как обнаруживаются экзопланеты и какими они бывают

Наука и техника
Перелет–2023 «Байкальская кругосветка» Перелет–2023 «Байкальская кругосветка»

«Байкальская кругосветка» – воздушное путешествие вокруг знаменитого озера

Наука и техника
Будет не жирно? Будет не жирно?

Какой вклад в борьбу с ожирением могут внести производители продуктов питания

Агроинвестор
Динозавры за Полярным кругом Динозавры за Полярным кругом

Как жили динозавры и их соседи в условиях крайнего Севера или Юга

Наука и техника
В тени густых аллей В тени густых аллей

В усадьбах знаменитые дачники прошлого создавали свой неповторимый мир

КАНТРИ Русская азбука
Ландышевое дерево Ландышевое дерево

Ландышевое дерева, или халезия, — украшение майского сада

Наука и жизнь
Под облаками Под облаками

Как лучше обустроить мансарду в загородном доме?

КАНТРИ Русская азбука
Гидротрансформация Гидротрансформация

Как роботизированная КПП кроссовера Jetour T2 сочетает экономию и проходимость

Автопилот
Губительный пожар, которого не было Губительный пожар, которого не было

ЧП на АПЛ К-152: диверсия врага или трагедия из-за человеческого фактора?

Наука и техника
Иван Варжавин: «Наша система, как самолет, может лететь даже на одном двигателе» Иван Варжавин: «Наша система, как самолет, может лететь даже на одном двигателе»

Как Газпромбанк модернизировал расчетный центр — ядро внешних платежных операций

РБК
Расчеты на будущее Расчеты на будущее

Какие новые технологии вычислений придут на смену классическим компьютерам

РБК
Фондовое подспорье: где найти деньги для экономики Фондовое подспорье: где найти деньги для экономики

Путь к улучшению состояния экономики РФ: фондовый рынок как источник инвестиций

РБК
С легким паром! С легким паром!

Дача без русской бани на участке — это скорее нонсенс

КАНТРИ Русская азбука
По вертикальной траектории По вертикальной траектории

Об одной вещи, без которой жизнь горожанина превратится в кошмар

Наука и жизнь
Битва промптов Битва промптов

Баттл «промпт-инженер против обычного человека с нейросетью»

ТехИнсайдер
Тянет в Италию Тянет в Италию

Италия — точка притяжения художников, моряков и мечтателей

Y Magazine
Этноконфессиональные особенности мясного потребления Этноконфессиональные особенности мясного потребления

Под влиянием каких факторов меняется ассортимент мясной продукции

Агроинвестор
Больше, ярче, сочнее Больше, ярче, сочнее

Простые советы по уходу за посадками, которые помогут избежать проблем

КАНТРИ Русская азбука
Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов

Как устроены гидросистемы в авиации — от цвета до принципов работы

Наука и техника
Билайн: Дорога в облака Билайн: Дорога в облака

Как «Билайн» развивает новую IT-платформу и модернизирует инфраструктуру

РБК
Плюсы и минусы Плюсы и минусы

Рассмотрим шансы электромобилей завоевать дороги всего мира

РБК
В режиме «омномном» В режиме «омномном»

Идеи по обустройству самого главного места на участке — летней кухни

КАНТРИ Русская азбука
Открыть в приложении