Какие перспективы у финансового рынка в условиях высоких ставок
О перспективах частных инвестиций и о том, что мотивирует собственников бизнеса делиться прибылью с миноритарными акционерами при выходе на IPO, рассказал директор по инвестициям УК «Первая» Андрей Русецкий
Каковы сейчас основные тренды на российском финансовом рынке, можно ли говорить о предварительных итогах 2024 года?
Мы уже больше года находимся в цикле ужесточения денежно-кредитной политики, и он далеко не закончен. В такой ситуации на фондовом рынке эффективно работают только инструменты с минимальной дюрацией, если еще точнее — фонды денежного рынка. Все остальные активы либо, как облигации, имеют негативную переоценку, либо, если речь об акциях, несут риски ухудшения финансового положения эмитента в связи с ростом стоимости обслуживания заимствований. И мы пока не видим сигналов, свидетельствующих о том, что ситуация может существенным образом измениться раньше марта будущего года.
То есть до марта не стоит ожидать снижения ставки Банка России?
Скорее речь должна идти о сигналах о том, что в скором времени может начаться понижательный цикл. Нам не надо дожидаться снижения ставки, чтобы начинать покупать рисковые активы, достаточно увидеть, что инфляция замедляется, а значит, у Центрального банка есть основания для смягчения денежно-кредитной политики.
Тем не менее мы видим очень неплохой прирост количества частных инвесторов на Мосбирже.
Да, абсолютно верно, уже примерно 50% активного населения имеют брокерские счета. Но при этом около половины прироста активов на брокерских счетах обеспечили как раз фонды денежного рынка, на рынке акций приток средств минимальный. И в целом у нас исторически в среднем 20–30% сбережений шло на фондовый рынок, все остальное — на депозиты, а в этом году на депозиты идет 95%, что вполне объяснимо: ставки по банковским вкладам — на многолетних максимумах.