Колонка главного редактора
Киборги: мечта и рутина
Школьником я очень хорошо разбирался в киборгах, как и все мои друзья: середина 1980-х была расцветом этой темы в фильмах из видеосалонов. Киборг снабжен скелетом из металла, на него натянуты биологические мышцы, пучки нервов-проводов и кожа, он почти не убиваем, но, если ударить его электрическим разрядом в затылок, киборг зависнет и его можно будет перепрограммировать. С тех пор прошло 30 с лишним лет, но я по-прежнему вижу таких киборгов только в кино.
Все эти годы робототехника развивалась огромными темпами — управляемые силой мысли бионические руки и ноги давно перестали быть фантастикой. Но востребованы они у людей, которые так восполняют недостающие конечности; заменять живые и здоровые части тела готовы только немногочисленные фрики. Вообще идея вживления в свое тело кусков железа или углерода большинству людей не кажется привлекательной. Если только это не будет совершенно безболезненной процедурой, а вживленный чип не будет служить одновременно пропуском на работу, кредитной картой и магнитным ключом — тогда в киборги можно записываться десятками, как в шведской компании Epicenter.
Развитие интернета вещей сделало киборгизацию человека рутинной и в ближайшем будущем почти неизбежной процедурой. Мы станем киборгами не для того, чтобы походить на героев фантастических фильмов или комиксов, а просто потому, что так удобнее. Когда большая часть окружающих нас предметов будет соединена с интернетом и между собой в единую «умную» систему, человек будет вынужден контактировать с этой системой. Можно делать это по старинке — через внешние гаджеты, набирая пароли и комбинации цифр, пользуясь ключами и переключателями. Но уже сейчас можно вживить под кожу микрочип, с помощью которого устройства будут вас «узнавать» и выполнять самые разные команды — словом, можно подключиться к системе и стать ее частью.
С другой стороны, наше общение с машинами становится все более естественным, «человеческим». Возрастающая популярность виртуальных помощников вроде Siri и Alexa показывает, что общаться голосом удобнее, чем через клавиатуру и монитор, особенно если машина пытается отвечать осмысленно (правда, пока это просто ощущение) и при этом умеет самообучаться. И если голосовые интерфейсы — это хит сегодняшнего момента, то нейроинтерфейсы будут все более востребованы в самом будущем: управлять машиной с помощью мысли еще удобнее, чем с помощью голоса. А главным двигателем распространения технологии является ее удобство и эффективность, уверен руководитель управления машинного интеллекта и исследований «Яндекса» Михаил Биленко, с которым мы поговорили о нынешнем состоянии и перспективах искусственного интеллекта.
Люди делают себя немного машинами, а машины — немного людьми, и похоже, что предсказанное футурологами слияние человека и машины в единый организм или единое устройство произойдет уже скоро. Правда, до слияния человеческого разума с искусственным еще далеко, как и до создания самого искусственного интеллекта в том виде, в котором он описан в книгах и фильмах. Но начать превращать себя в киборга каждый из нас может уже сейчас, и порой это так просто, что даже как-то неинтересно.