LaNadya
Надежда Карпова покоряет испанский футбол
«До сих пор удивительно слышать, что меня знают [так много людей в России]», — признается Надежда Карпова в разговоре с журналом РБК. За последние месяцы нападающая сборной России и испанской «Валенсии» стала звездой масштаба, сравнимого с футболистами-мужчинами. В портфолио Nadya — так зовут Карпову в «Валенсии» — спортивные успехи, съемки на телевидении, в глянцевых журналах, участие в рекламе глобальных брендов.
23-летняя футболистка на виду не первый год: на профессиональном уровне она играет с мая 2014-го, когда заключила контракт с подмосковным «Зорким». Спустя год ушла в московское «Чертаново», где в 2016-м стала лучшим бомбардиром женского чемпионата России — 12 голов в 34 матчах. Параллельно забила четыре мяча в десяти играх за сборную. Достижения Нади заметил лучший футболист мира: в том же году она вошла в число десяти самых перспективных игроков планеты, по версии Лионеля Месси, — это был совместный проект форварда «Барселоны» с Adidas.
Сезон 2017/18 Карпова начала уже в испанской лиге — «Валенсия» заключила контракт с россиянкой на два года. За 18 игр в составе клуба Надя забила три гола. Результат она оценивает критически: «Для моей карьеры [результат] пока так себе, фифти-фифти. Прежде всего я не оправдала собственных ожиданий — думала, забью больше».
Спад Карпова объясняет тем, что не прошла с «Валенсией» предсезонный сбор, поскольку доигрывала российский чемпионат в «Чертаново». «У меня не было отпуска, поехала в Испанию к третьему туру местного турнира. Новая страна, новый язык, новая команда. Какая-то каша получилась», — рассказывает Надя.
Несмотря на трудную адаптацию, спустя полтора месяца после перехода футболистка оформила дубль в ворота «Бетиса» и была признана лучшим игроком тура. А дальше все «немного застопорилось», признается Карпова: «Валенсия» перешла на игру в одного форварда. И это место оказалось закреплено за Марией Пас Вилас. «Она — нападающая сборной Испании и легенда «Валенсии», забила за клуб больше 100 голов. Я же начала чаще выходить на замену», — объясняет Надя.
Неурядицы лишили ее и постоянного места в национальной команде: Карпову не вызвали на сборы, даже когда в январе россиянки тренировались в двух часах езды от Валенсии. «Думаю, не вызывают, потому что я не всегда играю в основном составе клуба», — говорит Надя. Тем не менее она мечтает сыграть в составе сборной на чемпионате мира во Франции в 2019 году и не унывает: «[В «Валенсию»] меня брали на перспективу. Никто не надеялся, что я мгновенно усилю команду. Но я уже сильно прибавила и следующий сезон начну во всеоружии».
Другая планета
«Я как будто переехала на другую футбольную планету», — описывает Надя разницу между российским и испанским женским футболом. Несмотря на языковой барьер, в «Валенсии» тренеры гораздо чаще общаются и советуются с игроками, чем в отечественных клубах: «Им очень важен микроклимат в команде. Мне помогали освоиться, радовались, когда у меня появились друзья. Здесь тотальный подход, мелочей не бывает».
Уровень футбола в Испании «несравнимо» выше, чем на родине, рассказывает Надя. В местной лиге чемпиона разыгрывают 16 команд, в России — восемь. «Здесь 30 игр за сезон, там — 14. Как с такой нагрузкой поддерживать форму? Тренер в «Чертаново» нам отвечал коротко: бегать», — вспоминает нападающая.
Позитивные перемены в российском футболе наступят нескоро, считает она. «В феврале «Локомотив» создал женскую команду, это очень радует, но все равно мало. Крупным российским клубам ничего не стоит вложиться [в женскую команду]», — объясняет Карпова. Футболистки готовы играть за «минимальные» зарплаты — от 30 тыс. руб., а не за «космические деньги, как у мужчин». Надя в интервью Sports.ru признавалась, что в «Валенсии» получает примерно столько же, сколько в «Чертаново», — около 100 тыс. руб. в месяц.
Женскому футболу в России нужны «хорошие менеджеры и спонсоры», перечисляет Карпова: только неравнодушные энтузиасты помогут женской сборной вызывать у болельщиков такую же «бурю эмоций», как мужской. Ажиотажа не вызвал даже переезд Нади в Испанию, считает сама футболистка: «Немного поговорили, и все. Уехала, и до свидания».
Карпова лукавит — интерес к ней в России высок. Главная платформа для футболистки с ярким имиджем и многочисленными татуировками — Instagram-аккаунт почти с 68 тыс. подписчиков. Для сравнения: у молодых звезд мужского футбола Александра Головина и Алексея Миранчука — 74 тыс. и 104 тыс. фолловеров соответственно.
Первый рекламодатель Карповой — производитель спортивной экипировки Adidas. Сумму контракта стороны не раскрывают, но футболистка не скрывает радости: «Да даже если бы они мне не денег предложили, а бутсы и карточку с лимитом, я бы все равно согласилась».
Популярность подогревают и регулярные съемки для глянца: фотосессии Нади выходили на страницах Vogue, Esquire, Numero и других изданий. В продвижении ей помогает статус друга модного дома Chanel. Договор не «денежный», подчеркивает спортсменка: «Они меня красиво одевают и готовят к фотосессиям».
Наконец, Надя сотрудничала с сервисом знакомств Tinder, тоже на некоммерческой основе. «В видео, где знакомлюсь с парнями в Tinder, поучаствовала исключительно по приколу — мне казалось, это добавит популярности женскому футболу», — объясняет она. Сегодня у ролика около 30 тыс. просмотров на YouTube.
Карьера в испанской лиге увеличила число рекламных предложений, не скрывает Надя. Она действует избирательно: «Недавно крупный банк предложил приехать в Москву на съемки, но для этого надо было пропустить тренировку. Я отказалась».
Карпова не устает подчеркивать — футбол для нее на первом месте, цель — пробиться в основной состав «Валенсии». По окончании сезона Надя планирует максимум две недели отпуска и уже в июне приступит к тренировкам. «Планирую заниматься с персональным тренером в России, после сразу приеду сюда на предсезонный сбор, дальше — новый чемпионат. Хочу принести максимальную пользу команде», — заключает футболистка.
Фото: Стас Фальков