Олег Логвинов — о перспективах производства культивируемых грибов в России

РБКReportaj

«Меняется темп жизни — не каждый пойдет в лес за грибами»

О перспективах производства культивируемых грибов в России РБК+ рассказал учредитель ООО «Грибная радуга» Олег Логвинов.

Последние несколько лет рынок свежих культивируемых грибов стремительно рос. Что влияло на рынок, какую долю сегодня занимают российские производители?

До 2014 года рынок культивируемых шампиньонов в России на 90% был импортным — преобладали европейские производители. Внутреннее производство составляло 10%. Хотя в целом потребление росло, 75 тыс. т свежих шампиньонов съели россияне в 2013 году — это был пик по объемам потребления. После введения в 2014 году санкций и девальвации рубля цена на гриб выросла почти в три раза, потребление упало до 44 тыс. т. Это создало благоприятные условия для развития внутреннего производства.

2017 год стал переломным для рынка. Доля шампиньонов импортного производства сократилась до 22 тыс. т, а внутреннее, наоборот, выросло до тех же 22 тыс. т. Развитие новых высокотехнологичных предприятий позволило сократить дефицит и вывести потребление практически на докризисный уровень, а долю внутреннего производства — до 64%.

2018-й стал рекордным по объемам потребления культивируемых шампиньонов в России после кризиса, рынок вырос на 42% и достиг 63,7 тыс. т грибов. Но самое главное — импорт сохранился на прежнем уровне, тогда как собственное производство выросло в четыре раза по сравнению с докризисным периодом, превысив 40 тыс. т. По нашим прогнозам, в 2020–2021 годах российский рынок свежих грибов вырастет до 100–110 тыс. т с долей импортного гриба не более 7–8%. Наша отрасль — один из самых ярких примеров импортозамещения.

По объему производства ваша компания в числе крупнейших российских производителей. Как вы оцениваете конкуренцию, будет ли снижаться стоимость грибов?

Мы вышли на рынок в 2017 году и были одними из первых, кто зашел на рынок в начальной стадии. Мы понимали, что действовать нужно быстро и агрессивно, развиваться гораздо динамичнее потенциальных конкурентов и давать максимальное предложение продукта самого высокого качества.

В апреле 2017 года был запущен первый этап производства со среднемесячным объемом 350 т в месяц. В первый год запуска мы вошли в тройку лидеров. В 2018-м второй этап позволил увеличить объем производства до 750 т в месяц, или 6,6 тыс. т в год, и занять на рынке РФ долю 10%. Сегодня «Грибная радуга» с учетом запуска третьей очереди может дать рынку 1,5 тыс. т свежих шампиньонов в месяц, или 17 тыс. т в год, что вывело нас в лидеры отрасли и позволяет занять до 25% рынка.

Рынок культивируемых шампиньонов растет на 20–40% ежегодно. В России культура потребления культивируемых грибов только формируется. Для сравнения: в Европе на душу населения приходится от 2,5 до 4 кг культивируемых грибов в год. Россияне при этом едят больше дикорастущих грибов: по некоторым оценкам, средний россиянин потребляет до 4 кг грибов в год и только 10% культивируемых (до 0,5 кг на человека).

Однако меняется темп жизни — не каждый пойдет в лес за грибами. Технологии позволяют поставлять свежие грибы вне зависимости от сезона и под ответственность производителя, а развитие торговых сетей делает продукт доступным для большего числа потребителей. Если взять за основу потребление шампиньонов в близлежащей Украине — один килограмм на человека в год, то потенциал российского рынка — 140–150 тыс. т. Поэтому мы прогнозируем, что жесткая конкуренция, возможно со снижением цены, начнется с 2021 года, когда рынок пройдет период насыщения. Кроме того, польские производители приучили российского потребителя к качественному шампиньону — белому, плотному, тяжелому. Пока мало кто из российских производителей может дать такое качество продукции. Поэтому многие вынуждены конкурировать ценой, а не качеством. Но это не наш путь.

За два года объем вашей продукции вырос почти в четыре раза. Как вы выбрали эту нишу, у вас был опыт в агробизнесе?

Это специфический бизнес с большим количеством нюансов. Главное в нем — команда профессионалов. Наша команда за четыре года строительства и развития предприятия на Украине, в Донецке, получила колоссальный опыт. Изучив технологии основных европейских стран, в 2010 году мы запустили свое производство и постепенно выстроили всю технологическую цепочку. К 2013 году наше предприятие объемом 750 т грибов в месяц стало одним из крупнейших в Восточной Европе.

Мы видели перспективу российского рынка, его потенциал и открытость для новых производителей. В 2014 году порядка 60% наших шампиньонов экспортировалось в Россию. Предприятие в Донецке в связи с военными действиями сохранить не удалось. А введение в 2014 году продуктового эмбарго только утвердило желание развивать бизнес в России.

Четкое понимание производства от развития собственной сырьевой базы до систематизации и автоматизации всех процессов позволило нам стремительно вывести наше предприятие в лидеры по объемам производства шампиньонов в стране.

Насколько выращивание грибов — затратный бизнес, как удалось привлечь инвестиции?

Производство грибов привлекательно с точки зрения себестоимости и маржи: для производства не нужны десятки видов сырья. Основу производства составляют солома, куриный помет, энергоресурсы и рабочая сила. Мицелий — единственный импортный компонент — составляет лишь 2% себестоимости.

Самым затратным в грибном бизнесе является производство компоста. Выращивать гриб на покупном компосте вообще экономически невыгодно. Кроме того, это не позволяет контролировать качество продукта. Наш опыт в этом бизнесе показал необходимость выстраивания вертикально интегрированного предприятия.

Привлечь инвестиции в новый для рынка сегмент при практически нулевых собственных вложениях было очень непросто. Поиск будущих партнеров занял более двух лет и не был ограничен территорией России. Проект «Грибная радуга» реализован благодаря вхождению в него Александра Удодова, который поверил в наш уникальный стартап. Грибной бизнес для него был непрофильным, и вообще это его первый опыт в сельском хозяйстве. Он рискнул инвестировать в чистое поле. Это позволило начать строительство, и именно этот шаг привлек внимание других инвесторов. В январе 2017 года нам удалось привлечь средства Альфа-банка. Александр Евгеньевич — инвестор с уникальным чутьем, он поверил лично мне, в наш проект и в опыт команды. Наш тандем — пример доверительных партнерских отношений: каждый выполняет свои обязательства в полном объеме, и бизнес-план выполняется с опережением.

За два года объем инвестиций в производство составил 5,1 млрд руб. Мы выполняем инвестиционное соглашение, которое заключили с Курской областью: создано порядка тысячи рабочих мест, стоимость одного рабочего места на нашем предприятии составляет 5 млн руб., ВВП одного сотрудника в среднем — более 2,2 млн руб. в год. Это очень высокие показатели.

Есть ли интерес к расширению линейки продукции? Какую роль в этом играют предпочтения потребителей?

85% мирового рынка культивируемых грибов — шампиньоны. Остальные 15% — вешенка и экзотические грибы: эринги, шиитаке и т.п. Наша задача сегодня — наполнить рынок свежих шампиньонов.

При сроке годности нашего шампиньона 14 дней мы имеем возможность доставлять свежие грибы от Санкт-Петербурга до Иркутска. Максимальное плечо доставки составляет более 5 тыс. км, а динамика рынка показывает, что культивируемый гриб пользуется все большим спросом в разных регионах страны.

Фото: пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Subaru Forester в стране логреглана и хаукарля Subaru Forester в стране логреглана и хаукарля

Маршрут нашего пятидневного путешествия по Исландии на новом Subaru Forester

4x4 Club
Битва куликова Битва куликова

…Бойцовые собаки, бойцовые петухи, бойцовые кулики. Вы знаете о последних?

Наука и жизнь
Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018» Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018»

Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018»

Playboy
Электрическое движение Электрическое движение

Электродвижение в яхтинге: путь к экологичной навигации

Y Magazine
Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом

Янская стоянка — самые северные следы Homo sapiens в Арктике

Наука и техника
Совсем другой сюжет Совсем другой сюжет

Портрет итальянской верфи Cantiere del Pardo и самые актуальные ее модели

Y Magazine
Мифы и научные данные о животных-долгожителях Мифы и научные данные о животных-долгожителях

От чего зависит скорость старения у разных животных?

Наука и техника
Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов

Как устроены гидросистемы в авиации — от цвета до принципов работы

Наука и техника
Губительный пожар, которого не было Губительный пожар, которого не было

ЧП на АПЛ К-152: диверсия врага или трагедия из-за человеческого фактора?

Наука и техника
Что такое робот? Что такое робот?

Роботы вокруг нас: объясняем, как они работают и зачем нужны

Наука и техника
Женщина на борту Женщина на борту

Женщины в море: против суеверий, морских богов и стереотипов

Y Magazine
Цветок троллей Цветок троллей

Купальница европейская: когда одна стоит, и то мимо не пройдёшь

Наука и жизнь
Причины таяния льдов Арктики. Астрономический фактор Причины таяния льдов Арктики. Астрономический фактор

Каковы причины таяния льдов Арктики и нынешнего потепления климата

Наука и жизнь
Катамараны Bering Катамараны Bering

Зачем Bering Yachts строит экспедиционные катамараны из алюминиевого сплава

Y Magazine
Арктическую Сибирь объединили собачьи упряжки Арктическую Сибирь объединили собачьи упряжки

Собачьи упряжки используют в Восточно-Сибирской Арктике уже 9 тысяч лет

Наука и жизнь
Наш Май Наш Май

Книги с иллюстрациями Мая Петровича Митурича, не сомневаюсь, есть в каждом доме

Наука и жизнь
Напитки с плюсом Напитки с плюсом

Почему растет рынок функциональных продуктов

Агроинвестор
Просто добавь воды Просто добавь воды

Химики предложили новый способ стабилизации наночастиц оксида железа

Наука и жизнь
Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

После Второй мировой фантастика приобрела авторов, кардинально обновивших жанр

Наука и жизнь
Как разглядеть планету в далекой галактике? Как разглядеть планету в далекой галактике?

Сначала — предположения, потом — тысячи подтверждений: как ищут экзопланеты

Наука и техника
Ландышевое дерево Ландышевое дерево

Ландышевое дерева, или халезия, — украшение майского сада

Наука и жизнь
От синтеза клетки до зрелого цветка От синтеза клетки до зрелого цветка

Как выращиваются орхидеи рода фаленопсис на базе тепличного комбината

Агроинвестор
Свежая ягода — круглый год Свежая ягода — круглый год

Как функционирует круглогодичный комплекс по выращиванию ягод в Ставрополье

Агроинвестор
Секреты мастерства Секреты мастерства

Princess F58: свежая модель в линейке британской верфи

Y Magazine
По вертикальной траектории По вертикальной траектории

Об одной вещи, без которой жизнь горожанина превратится в кошмар

Наука и жизнь
Тянет в Италию Тянет в Италию

Италия — точка притяжения художников, моряков и мечтателей

Y Magazine
Новое направление Новое направление

Знакомимся ближе с полноразмерным гибридным кроссовером EXLANTIX ET

Y Magazine
Киловатты комфорта Киловатты комфорта

AVATR 11: электромощность, переведённая в комфорт

Y Magazine
Прекрасная Агнета Прекрасная Агнета

55 метров роскоши: Project Agnetha от дизайнера Луки Дини

Y Magazine
Открыть в приложении