Олег Логвинов — о перспективах производства культивируемых грибов в России

РБКReportaj

«Меняется темп жизни — не каждый пойдет в лес за грибами»

О перспективах производства культивируемых грибов в России РБК+ рассказал учредитель ООО «Грибная радуга» Олег Логвинов.

Последние несколько лет рынок свежих культивируемых грибов стремительно рос. Что влияло на рынок, какую долю сегодня занимают российские производители?

До 2014 года рынок культивируемых шампиньонов в России на 90% был импортным — преобладали европейские производители. Внутреннее производство составляло 10%. Хотя в целом потребление росло, 75 тыс. т свежих шампиньонов съели россияне в 2013 году — это был пик по объемам потребления. После введения в 2014 году санкций и девальвации рубля цена на гриб выросла почти в три раза, потребление упало до 44 тыс. т. Это создало благоприятные условия для развития внутреннего производства.

2017 год стал переломным для рынка. Доля шампиньонов импортного производства сократилась до 22 тыс. т, а внутреннее, наоборот, выросло до тех же 22 тыс. т. Развитие новых высокотехнологичных предприятий позволило сократить дефицит и вывести потребление практически на докризисный уровень, а долю внутреннего производства — до 64%.

2018-й стал рекордным по объемам потребления культивируемых шампиньонов в России после кризиса, рынок вырос на 42% и достиг 63,7 тыс. т грибов. Но самое главное — импорт сохранился на прежнем уровне, тогда как собственное производство выросло в четыре раза по сравнению с докризисным периодом, превысив 40 тыс. т. По нашим прогнозам, в 2020–2021 годах российский рынок свежих грибов вырастет до 100–110 тыс. т с долей импортного гриба не более 7–8%. Наша отрасль — один из самых ярких примеров импортозамещения.

По объему производства ваша компания в числе крупнейших российских производителей. Как вы оцениваете конкуренцию, будет ли снижаться стоимость грибов?

Мы вышли на рынок в 2017 году и были одними из первых, кто зашел на рынок в начальной стадии. Мы понимали, что действовать нужно быстро и агрессивно, развиваться гораздо динамичнее потенциальных конкурентов и давать максимальное предложение продукта самого высокого качества.

В апреле 2017 года был запущен первый этап производства со среднемесячным объемом 350 т в месяц. В первый год запуска мы вошли в тройку лидеров. В 2018-м второй этап позволил увеличить объем производства до 750 т в месяц, или 6,6 тыс. т в год, и занять на рынке РФ долю 10%. Сегодня «Грибная радуга» с учетом запуска третьей очереди может дать рынку 1,5 тыс. т свежих шампиньонов в месяц, или 17 тыс. т в год, что вывело нас в лидеры отрасли и позволяет занять до 25% рынка.

Рынок культивируемых шампиньонов растет на 20–40% ежегодно. В России культура потребления культивируемых грибов только формируется. Для сравнения: в Европе на душу населения приходится от 2,5 до 4 кг культивируемых грибов в год. Россияне при этом едят больше дикорастущих грибов: по некоторым оценкам, средний россиянин потребляет до 4 кг грибов в год и только 10% культивируемых (до 0,5 кг на человека).

Однако меняется темп жизни — не каждый пойдет в лес за грибами. Технологии позволяют поставлять свежие грибы вне зависимости от сезона и под ответственность производителя, а развитие торговых сетей делает продукт доступным для большего числа потребителей. Если взять за основу потребление шампиньонов в близлежащей Украине — один килограмм на человека в год, то потенциал российского рынка — 140–150 тыс. т. Поэтому мы прогнозируем, что жесткая конкуренция, возможно со снижением цены, начнется с 2021 года, когда рынок пройдет период насыщения. Кроме того, польские производители приучили российского потребителя к качественному шампиньону — белому, плотному, тяжелому. Пока мало кто из российских производителей может дать такое качество продукции. Поэтому многие вынуждены конкурировать ценой, а не качеством. Но это не наш путь.

За два года объем вашей продукции вырос почти в четыре раза. Как вы выбрали эту нишу, у вас был опыт в агробизнесе?

Это специфический бизнес с большим количеством нюансов. Главное в нем — команда профессионалов. Наша команда за четыре года строительства и развития предприятия на Украине, в Донецке, получила колоссальный опыт. Изучив технологии основных европейских стран, в 2010 году мы запустили свое производство и постепенно выстроили всю технологическую цепочку. К 2013 году наше предприятие объемом 750 т грибов в месяц стало одним из крупнейших в Восточной Европе.

Мы видели перспективу российского рынка, его потенциал и открытость для новых производителей. В 2014 году порядка 60% наших шампиньонов экспортировалось в Россию. Предприятие в Донецке в связи с военными действиями сохранить не удалось. А введение в 2014 году продуктового эмбарго только утвердило желание развивать бизнес в России.

Четкое понимание производства от развития собственной сырьевой базы до систематизации и автоматизации всех процессов позволило нам стремительно вывести наше предприятие в лидеры по объемам производства шампиньонов в стране.

Насколько выращивание грибов — затратный бизнес, как удалось привлечь инвестиции?

Производство грибов привлекательно с точки зрения себестоимости и маржи: для производства не нужны десятки видов сырья. Основу производства составляют солома, куриный помет, энергоресурсы и рабочая сила. Мицелий — единственный импортный компонент — составляет лишь 2% себестоимости.

Самым затратным в грибном бизнесе является производство компоста. Выращивать гриб на покупном компосте вообще экономически невыгодно. Кроме того, это не позволяет контролировать качество продукта. Наш опыт в этом бизнесе показал необходимость выстраивания вертикально интегрированного предприятия.

Привлечь инвестиции в новый для рынка сегмент при практически нулевых собственных вложениях было очень непросто. Поиск будущих партнеров занял более двух лет и не был ограничен территорией России. Проект «Грибная радуга» реализован благодаря вхождению в него Александра Удодова, который поверил в наш уникальный стартап. Грибной бизнес для него был непрофильным, и вообще это его первый опыт в сельском хозяйстве. Он рискнул инвестировать в чистое поле. Это позволило начать строительство, и именно этот шаг привлек внимание других инвесторов. В январе 2017 года нам удалось привлечь средства Альфа-банка. Александр Евгеньевич — инвестор с уникальным чутьем, он поверил лично мне, в наш проект и в опыт команды. Наш тандем — пример доверительных партнерских отношений: каждый выполняет свои обязательства в полном объеме, и бизнес-план выполняется с опережением.

За два года объем инвестиций в производство составил 5,1 млрд руб. Мы выполняем инвестиционное соглашение, которое заключили с Курской областью: создано порядка тысячи рабочих мест, стоимость одного рабочего места на нашем предприятии составляет 5 млн руб., ВВП одного сотрудника в среднем — более 2,2 млн руб. в год. Это очень высокие показатели.

Есть ли интерес к расширению линейки продукции? Какую роль в этом играют предпочтения потребителей?

85% мирового рынка культивируемых грибов — шампиньоны. Остальные 15% — вешенка и экзотические грибы: эринги, шиитаке и т.п. Наша задача сегодня — наполнить рынок свежих шампиньонов.

При сроке годности нашего шампиньона 14 дней мы имеем возможность доставлять свежие грибы от Санкт-Петербурга до Иркутска. Максимальное плечо доставки составляет более 5 тыс. км, а динамика рынка показывает, что культивируемый гриб пользуется все большим спросом в разных регионах страны.

Фото: пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Почему в условиях нестабильности важны ESG-стратегии Почему в условиях нестабильности важны ESG-стратегии

Разворот на Восток требует соответствия ESG-стандартам в новых странах-партнерах

РБК
Император железных дорог Император железных дорог

Двенадцать лет назад за этой железнодорожной историей следил весь мир

ТехИнсайдер
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Жизнь начинается с растений Жизнь начинается с растений

Как экстремальные условия трансформируют существующие экологические формы

Наука и жизнь
День… суслика День… суслика

Я протёр глаза и приподнялся на локте: да это же суслик!

Наука и жизнь
«Красный» чай в «Бирюзовой чайхане» «Красный» чай в «Бирюзовой чайхане»

Ташкентец Ширяевец стал проводником поэта Есенина в мир Туркестана

Знание – сила
Всем пригож песец Всем пригож песец

Песец – полярный кочевник с удивительной выносливостью

Знание – сила
Галльская война Галльская война

Юлий Цезарь: завоевание Галлии

Знание – сила
Беременные андроиды Беременные андроиды

В последнее время идет прогресс в работах над искусственной маткой

ТехИнсайдер
Три кита пивной отрасли Три кита пивной отрасли

Как идет импортозамещение солода, хмеля и пивоваренного ячменя

Агроинвестор
Достоевский и раненая самость Достоевский и раненая самость

Психологическая анатомия духовного напряжения

Знание – сила
Переход на отечественный софт: комфорт превыше всего Переход на отечественный софт: комфорт превыше всего

Как осуществлялось импортозамещение в сфере кадастра и геодезии

Наука и техника
Ненасытный интеллект Ненасытный интеллект

Создание ИИ следующих поколений столкнулось с неожиданным препятствием

ТехИнсайдер
Ставка давит на инвестиции Ставка давит на инвестиции

Какие макроэкономические факторы сдерживают рост агросектора

Агроинвестор
Восточное путешествие с Агатой Кристи Восточное путешествие с Агатой Кристи

Детективы, Восток и археология – всё это сошлось вместе в судьбе Агаты Кристи

Знание – сила
Сеть судного дня Сеть судного дня

Инновационная система, способная обеспечить стабильную работу транспорта

ТехИнсайдер
В борьбе за экологию В борьбе за экологию

Чем станет повышение ставок экосбора на упаковку

Агроинвестор
Скифы Северного Причерноморья: легенды и реальность Скифы Северного Причерноморья: легенды и реальность

Как греки превратили скифов в символ воинской чести и простоты

Знание – сила
На каком языке говорили скифы? На каком языке говорили скифы?

Обзор книги Сергея Кулланда «Скифы: язык и этногенез»

Знание – сила
Суда-ветераны Суда-ветераны

Возраст большинства речных судов в России превышает 50 лет

Наука и техника
Есенин: божественный бросок вперед Есенин: божественный бросок вперед

Почему творчество Есенина до сих пор вызывает отклик у читателей?

Знание – сила
Золотая жила для агроинвестора Золотая жила для агроинвестора

Сколько стоит зайти на рынок готовой еды

Агроинвестор
Жизнь с начала времён Жизнь с начала времён

Как «каменные страницы» отражает биографию планеты Земля

Наука и жизнь
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Смельчаки, которые предлагали читателям космооперу с коммунистическим колоритом

Наука и жизнь
Масложировая отрасль снова идет на рекорд Масложировая отрасль снова идет на рекорд

Валовой сбор масличных может превысить 34 млн т

Агроинвестор
Новости науки Новости науки

Самый яркий квазар, рекордный гамма-квант и другие новости науки

Знание – сила
Роботы-манипуляторы: от самодельной руки до промышленных коботов Роботы-манипуляторы: от самодельной руки до промышленных коботов

Как устроены манипуляторы и как можно сделать простейшего робота своими руками

Наука и техника
Мы длинной вереницей идём за Синей птицей… Мы длинной вереницей идём за Синей птицей…

Синяя Птица — символ счастья, которое ищут все люди, но находят лишь немногие

Наука и жизнь
Ежевичный холм и его обитатели Ежевичный холм и его обитатели

Выход жизни на сушу – вопрос, интересующий не только специалистов

Наука и техника
Позвольте представить: виноградовник Позвольте представить: виноградовник

Чем придать естественности натургардену? Попробуйте посадить виноградовник

Наука и жизнь
Открыть в приложении