«Международные морские коммуникации надо замкнуть на сахалинские порты»
О главных задачах Сахалинской области РБК+ рассказал врио губернатора региона Валерий Лимаренко
Каковы основные направления развития экономики Сахалина сегодня?
Около двух третей доходов бюджета области составляют налоговые поступления нефтегазового сектора. В ближайшие десять лет это соотношение существенно не изменится. Второй значимой отраслью является рыбохозяйственный комплекс. Всего на Курильских островах реализуется шесть проектов по глубокой переработке рыбы с общим объемом инвестиций почти 12,5 млрд руб. В области сегодня работают 54 рыбоводных завода, принадлежащих 36 предприятиям, из которых управляются государством только 11. Постепенно снижается популяция тихоокеанского лосося, и есть задача сохранить привычный уровень лова. Для этого необходимо увеличивать выпуск молоди искусственного происхождения.
От чего зависит готовность рыбаков инвестировать в рыбохозяйственный комплекс?
Ключевой вопрос для отрасли — знание о состоянии запасов промысловых видов рыб, крабов, креветок и других водных биоресурсов. От точности прогнозов напрямую зависит вопрос инвестиций, в первую очередь частных. Поэтому важны и инвестиции в рыбохозяйственную науку. Наша задача — заинтересовать этим довольно затратным сектором частный бизнес.
Самый большой по объему капиталовложений проект связан с реконструкцией портов и строительством мостового перехода между Сахалином и материком. Что он даст экономике и социальной сфере региона?
Начинать нужно с того, чтобы замкнуть на сахалинские порты международные морские коммуникации, что позволит обеспечить загрузку портов и сформирует потенциал грузооборота с материковой частью страны через железнодорожное сообщение. Вот здесь и потребуется мостовой переход.
Мировая теория строительства портов говорит о том, что порт должен иметь логистическую связь с материком. Также было бы оптимально появление нового промышленного района рядом с портом; расположенные в нем предприятия могли бы напрямую из порта получать сырье и тут же отправлять готовую продукцию. Стоимость только моста почти с 600 км железнодорожных подходов в текущих ценах составляет около 650 млрд руб. Еще как минимум несколько десятков миллиардов рублей потребует реконструкция одногодвух портов.
Строительство такого масштаба — это налоговые поступления, развитие местной сырьевой базы и строительного комплекса, создание инженерно-транспортной инфраструктуры. По предварительным оценкам, вклад в экономику составит несколько триллионов рублей за счет прироста внутреннего валового продукта. Реализация проекта, предусматривающего модернизацию портов острова Сахалин и строительство моста, даст мощный импульс экономике не только Сахалинской области, но и, например, Хабаровского края, а в целом для России будет иметь огромное геополитическое значение.
Сахалинские домохозяйства и автотранспорт активно переводят на газовое топливо. Насколько перспективна эта история?
Если говорить о предприятиях и домохозяйствах, сейчас главной проблемой является отсутствие единой газораспределительной сети. Рассчитываем, что она появится в ближайшие два-три года. «Газпром» взял на себя обязательство по строительству газораспределительных станций и межпоселковых сетей, область должна построить сети внутри населенных пунктов, которые и будут непосредственно обеспечивать топливом жилые дома, котельные и предприятия. Там, где нет возможности подвести газопровод непосредственно к населенному пункту, будет решаться вопрос доставки сжиженного природного газа (СПГ). В регионе как раз реализуется проект малотоннажного завода СПГ. Таким образом, мы можем производить газ для автономного снабжения удаленных потребителей и автотранспортных средств.