Губернатор Калужской области поделился опытом создания экосреды для инвестиций

РБКBiznes

«Мы ни разу не позволили себе никого обмануть»

Опытом создания экосреды для инвестиций с РБК+ поделился губернатор Калужской области Анатолий Артамонов

Бизнесмены из Калужской области не раз говорили в СМИ, что могут звонить на мобильный губернатору. Чего в природе калужского успеха больше — институционального или личного?

Мне всегда казалось, что институционального. Но, когда спрашивают об этом инвесторов, они рассуждают примерно так: мы решили организовать производство. Прежде всего нужно встретиться с человеком, который отвечает за свои слова. В российских реалиях это губернатор. Инвестор смотрит на него и оценивает, верить ему или нет.

Мы ни разу не позволили себе никого обмануть. Наоборот, всегда старались сделать хоть на спичечную головку больше, чем обещали.

Отстаивая интересы инвестора, я отстаиваю интересы государства. Чем успешнее будет инвестор, тем больше будет налогов, выше заработная плата. И инвестиционный рейтинг на высоте.

Для инвесторов инфраструктура более важна, чем финансовые льготы?

Конечно. Бюрократия — вот что их пугало в нашей стране в первую очередь. На второе место они ставили отсутствие инфраструктуры, на третье — налоговые обременения, на четвертое — неготовность персонала работать на современных предприятиях. И только на пятом месте была коррупция.

Мы создали институты развития. Агентство регионального развития обеспечило консалтинг. Где надо печать поставить — все делали за инвесторов бесплатно. Корпорация регионального развития взяла на себя девелоперские функции по созданию инженерной и транспортной инфраструктур. И когда в стране создавалось Агентство стратегических инициатив, нашу систему взяли как модель для развития бизнес-климата в регионах.

Для того чтобы быть успешным, надо жить в успешной стране. В моих интересах, в наших общих интересах, чтобы все развивались. Неразумно быть оазисом среди разрухи. Как только регионы стали перенимать наш опыт, я почувствовал, что нам стало легче, потому что страна окрепла. До 2013 года инвесторы в затылок друг другу дышали.

Потом начались санкции. Насколько это отражается на бизнесе?

У меня сегодня была встреча с несколькими компаниями — они все смотрят на российский рынок как на привлекательный. Но дошло до того, что в некоторых странах бизнесмены боятся косых взглядов, из-за того что встречались с кем-то в России. И это происходит в условиях провозглашаемой демократии. И, конечно, потребительский спрос имеет первостепенное значение.

Какие отрасли в Калужской области уже реализовали свой потенциал, а в каких возможен рывок?

Наша экономика в значительной степени диверсифицирована.

В ИТ-кластере — 113 участников, больше 60 участников в фармацевтическом кластере. Мы намерены и дальше принимать любые производства, кроме тех, что могут нанести экологический ущерб. Калужская область, помимо всего прочего, является рекреацией для Москвы, и никто не простит нам, если мы превратим нашу территорию в экологически неблагополучную. Большие перспективы в аграрном секторе. Четвертый год область занимает первое место в стране по темпам увеличения производства молока. Молоко и красное мясо, говядина — это должно стать нашей специализацией в ближайшие годы.

Ваши индустриальные парки и особые экономические зоны уже, наверное, заполнены резидентами?

Полностью заполнился только «Калуга-Юг» и, пожалуй, еще «Обнинск». В остальных есть резерв.

Особая экономическая зона обладает двумя площадками. В Людиново свободных территорий почти нет. Боровская площадка только начала развиваться, но уже заполнена больше чем наполовину. Но там есть места, пожалуйста, мы рады инвесторам. Плюс у нас в области есть ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития. — РБК+) — город Сосенский.

Тяжело, наверное, Калужской области по доходам в бюджеты конкурировать с нефтегазоносными регионами-донорами?

Мы долго боролись с принципом, в соответствии с которым чем больше зарабатываешь, тем больше у тебя отбирают, тем беднее ты становишься. В конце концов здравый смысл возобладал.

В прошлом году рост налоговых поступлений консолидированного бюджета области составил почти 18%. Хорошее увеличение мы имеем и в этом году.

У вас недавно появилось Агентство по развитию туризма, активно набирает пассажиропоток международный аэропорт Калуга. В Москве, наверное, мало кто об этом знает.

Зато те жители Московской области, которые об этом знают, уже летают из Калуги! Еще помимо калужан пользуются нашим аэропортом жители Тульской области. Направлений с каждым годом становится все больше. Кроме Агентства по развитию туризма у нас появились Агентство инновационного и кластерного развития, Агентство поддержки бизнеса. Они на бесплатной основе делают бизнес-планы для малых предприятий, которые необходимы, например, для банков. Я каждую третью пятницу в восемь утра в Торгово-промышленной палате на бизнес-завтраке встречаюсь с предпринимателями, чтобы держать руку на пульсе, чтобы видеть, что реально беспокоит бизнес.

Новый шелковый путь в Калужской области — что это?

Уникальный проект, в котором нет ни одной государственной копейки. Создана прекрасная транспортная инфраструктура, объединяющая в себе железнодорожный и автомобильный узлы, проложен маршрут до Китая. Раньше морем груз от нас везли 45 суток. Сейчас до КНР он идет быстрее как минимум в два раза.

Откуда берутся кадры для всех этих десятков новых заводов?

Мы создали учебный центр по подготовке специалистов для автопрома, в техническом университете открыли факультет автомобилестроения и факультет робототехники. Подготовили на сегодняшний день около 15 тыс. специалистов для автопрома. У нас готовят кадры предприятия из Тольятти, Нижнего Новгорода, все иностранные заводы. То же самое — для фармотрасли. В университете мы используем дуальную систему образования. Этот опыт мы почерпнули в Германии.

Но все равно, наверное, есть дефицит кадров?

Нет. Еще не все наши вернулись из Москвы и из других мест.

Возвращение идет?

Активно. На иностранных предприятиях уже в основном наши ребята работают.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Победа над старостью, заселение Марса и «теория всего» Победа над старостью, заселение Марса и «теория всего»

Топ-10 научных вызовов перед человечеством до 2050 года

РБК
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Под ливнем наград Под ливнем наград

История создания кастомной яхты Benetti Kasper 7

Y Magazine
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Посвящено Беатриче Посвящено Беатриче

Данте обнаружил, осознал, как мало он знает

Наука и жизнь
О колокольчиках в саду О колокольчиках в саду

Оказывается, не все колокольчики голубые и не у всех венчики похожи на колокола

Наука и жизнь
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Как молния выбирает цель Как молния выбирает цель

Как молния находит молниеотвод среди множества других привлекательных целей?

Наука и жизнь
Чёрные мысли на белом снегу Чёрные мысли на белом снегу

Рассказ Елены Ворон «Чёрные мысли на белом снегу»

Наука и жизнь
«Эффект коктейля» для керамических покрытий «Эффект коктейля» для керамических покрытий

Керамика на основе карбида гафния и карбида циркония для агрессинвых сред

Наука и жизнь
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
О чем молчат рекорды HoReCa О чем молчат рекорды HoReCa

Будут ли все последствия смещения потребления с кухни в ресторан положительными?

Агроинвестор
Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
Терраса с видом на море Терраса с видом на море

Как выглядит Majesty 112 Terrace, продолжающая концепцию яхт Majesty

Y Magazine
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
От золота к бриллиантам От золота к бриллиантам

Суперъяхта Diamond Binta — первая яхта, построенная на платформе T580

Y Magazine
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Величавый коровяк Величавый коровяк

Величавый коровяк: высокий, стройный, мощный, прочно вросший в землю

Наука и жизнь
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
В ожидании Меркурия В ожидании Меркурия

Меркурий единственная планета Солнечной системы без атмосферы с магнитным полем

Наука и жизнь
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет солнце!

Atraversia — серийная моторная яхта с чисто электрической установкой

Y Magazine
Просто красота Просто красота

Дизайнер Кристиан Гранде — о творческом пути в яхтенном дизайне

Y Magazine
Открыть в приложении