Устойчивые инновации — Стратегия
НИОКР нашего времени
Понятие инновационной экономики еще в первой половине XX века предложил экономист Йозеф Шумпетер. Он полагал, что в основе экономического роста лежат технологические изменения и предпринимательский дух, а задачей правительства должно стать повышение производительности труда за счет инноваций, поскольку рыночные механизмы сами по себе на это неспособны. Однако лишь в постиндустриальную эпоху его идеи получили массовое признание. В преддверии же четвертой промышленной революции лозунг «инновации или смерть» начертали на своих скрижалях практически все крупнейшие компании мира.
Не ради конвейера
Впрочем, новое время принесло и новые вызовы: человечество обнаружило, что истощение природных ресурсов, изменение климата и нарушение прав человека — слишком высокая цена за экономический рост, ориентирующийся на увеличение потребления.
Теперь инновации призваны не только повышать эффективность производства или создавать новые рынки, продукты и услуги, но и решать социальные и экологические проблемы — не на уровне концептов, а в качестве коммерчески применимых технологий. Это означает, что соображения устойчивости (экологической, социальной и финансовой) должны быть встроены в саму структуру бизнес-модели компании. Такие критерии, как производственные показатели и экологическое воздействие, прибыль и миссия, человеческое благополучие и защита окружающей среды, интегрируются в единую модель, а не противопоставляются друг другу. Благодаря этому ограничения, накладываемые принципами устойчивости, не сокращают производство, а стимулируют поиск новых материалов, процессов и дизайна. Примерами реализации устойчивых инноваций могут служить так называемые пассивные или энергосберегающие здания, гибридный и электротранспорт, создание биотоплива и биополимеров взамен нефтехимических продуктов, а также различные элементы экономики совместного потребления — например, каршеринг.
Социально ориентированный рынок
В отличие от традиционных инноваций, направленных на решение частной проблемы заинтересованной группы лиц (чаще всего — повышение прибыли акционеров), устойчивые инновации несут в себе социально значимые эффекты, так что одним из стейкхолдеров этого процесса становится общество в лице государства. Осознание им своей роли позволяет создать благоприятный регуляторный режим для компаний-лидеров и подтолкнуть отстающих в сторону более устойчивых бизнес-моделей.
Непосредственное участие государства требуется в регулировании сферы защиты окружающей среды, здравоохранения, образования, безопасности, экономики и рынка труда для перестройки таких масштабных систем, как транспорт или сельское хозяйство, где бизнес не может справиться собственными силами. Кроме того, задачей государства должна стать координация национальной политики и целей устойчивого развития с другими странами.
Синергия государства и бизнеса в вопросе устойчивых инноваций позволяет создать обоюдно выигрышную ситуацию. Например, директива ЕС 2002 года об электронных отходах, обязывавшая производителей оборудования платить за его последующую переработку процент с продаж, подтолкнула компанию HP в сотрудничестве с Sony, Braun и Electrolux к созданию собственной системы переработки в Европе. В течение следующих пяти лет к ней присоединились более тысячи компаний из 30 стран, а объем переработки достиг 20% всего оборудования, подпавшего под действие директивы. Сама HP заработала более $100 млн.
Другим аспектом устойчивых инноваций становится доступ к передовым технологиям не только в странах с высоким уровнем жизни, но и в развивающихся странах. Так, многие компании, взявшие на себя обязательства выстраивать свой бизнес в соответствии с «Целями устойчивого развития» ООН, внедряют в свои стратегические планы проекты, которые смогут улучшить условия и качество жизни в странах с развивающейся и переходной экономикой.
«Внедряя инновационные технологии и продукты в развивающихся странах, мы преследуем благородную цель — сделать мир достойным местом для проживания», — комментирует Албена Васильева, руководитель направления коммуникаций и устойчивого развития ООО «Ковестро». Одной из инициатив концерна Covestro, реализуемой в сотрудничестве с партнерами, государственными структурами и неправительственными организациями, стал проект по строительству доступного жилья. Начался он в странах Азии и Ближнего Востока, где были сделаны инновационные разработки для производства строительных материалов, по сути, из подручного сырьевого материала, что позволило быстро строить недорогие, но качественные дома. Но такие проекты, отмечает Албена Васильева, нужны и в Европе, чтобы обеспечить быстрым и достойным жильем жертв природных стихий и беженцев из неблагополучных регионов.
Инновационная среда
Впрочем, неолиберальные стимулы также играют свою роль. Успех регулирования будет зависеть от желания, возможностей и наличия необходимых мощностей у бизнеса для развития инноваций. Как считают во Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), ежегодно составляющей рейтинг инновационности стран, необходимыми условиями инноваций — помимо прямых инвестиций в науку и человеческий капитал — являются благоприятная политическая среда, высокий уровень образования, развития бизнеса и инфраструктуры.
В 2017 году первые пять строчек рейтинга заняли Швейцария, Швеция, Нидерланды, США и Великобритания, а в топ-25 на всех позициях, кроме одной, расположились страны с высоким доходом, включая 15 европейских. Единственным исключением стал Китай, оказавшийся на 22-м месте, — это лучший результат среди всех развивающихся стран. Россия занимает в рейтинге лишь 45-ю строчку — несмотря на высокую долю студентов, получающих высшее и среднеспециальное образование, развитие внутреннего рынка, высокую занятость в наукоемких профессиях, хороший индекс цитируемости научных работ и количество патентов, страна теряла баллы из-за политической нестабильности и угрозы терроризма, низкого качества госрегулирования, проблем судебной системы, недостатка инвестиций и низкой производительности труда. Валовые расходы России на НИОКР с 2003 по 2013 год сократились с 1,29 до 1,12% ВВП, причем на долю бизнеса приходилось лишь 28,2% этого объема. В целом, отмечают в WIPO, объем мировых инвестиций в инновационные разработки пока не вернулся к докризисному уровню и составляет около 1,7% глобального ВВП, что соответствует уровню 2000–2008 годов.
Китайская технологическая революция
С начала века КНР более чем вдвое увеличила расходы на НИОКР — с 0,9% ВВП в 2000 году до 2,1% в 2016-м, что соответствует уровню наиболее развитых экономик мира: у США, мирового лидера по этому показателю, он составляет 2,79% ВВП.
В абсолютном выражении китайские расходы на разработки выросли еще значительнее — с $10,9 млрд до $232 млрд, причем 77% финансирования пришлось на долю бизнеса. Страна проводит агрессивную инновационную политику, закрепленную правительственными программами развития науки и техники до 2020 года, 13-летним планом и инициативами «Сделано в Китае — 2025» и «Один пояс — один путь». Помимо развития собственных технологий китайские инвесторы активно вкладываются в западные компании в целях импорта технологий и не гнушаются незаконным копированием интеллектуальной собственности, вызывая недовольство в Европе и США. На внутреннем рынке китайские власти, напротив, жестко контролируют совместные предприятия, стремясь не допустить обратного оттока технологий.
Что такое устойчивые инновации
Аналитики выделяют четыре уровня устойчивых инноваций — от постепенных до радикальных.
1. Постепенные или небольшие улучшения существующих продуктов.
2. Кардинальный редизайн существующих продуктов (насколько позволяют технические ограничения).
3. Создание нового продукта или услуги, обеспечивающих удовлетворение существующей потребности.
4. Создание принципиально нового продукта для устойчивого общества. Кроме того, отмечают в MIT Sloan Management Review, решающее значение имеет глубина интеграции «устойчивой» повестки в бизнес-модель компании. В зависимости от этого инновации подразделяют на «устойчиво-соответствующие» (побочный позитивный эффект), «устойчиво-осознанные» (одна из заложенных целей) и «устойчиво-мотивированные » (ключевая цель).