Партнерство требует энергии
Европа планомерно реализует курс на «зеленую» энергетику, однако еще долго не сможет обходиться без российских традиционных энергоресурсов.
Европейский союз продолжает оставаться одним из основных потребителей продукции российского топливно-энергетического комплекса, следует из доклада об итогах внешнеэкономической деятельности РФ в 2020 году и первом полугодии 2021 года, опубликованного в конце октября Министерством экономического развития РФ. На страны ЕС приходится более 70% в структуре экспорта российского природного газа. Нидерланды и Германия по итогам 2020 года занимают второе и третье места — после Китая — в списке основных направлений экспорта российского ТЭК с показателями более $18,7 млрд и почти $14,4 млрд соответственно. Также в топ-10 стран — покупателей газа числятся Италия (почти $8 млрд) и Польша ($7,2 млрд).
При этом объемы поставок энергоресурсов из России в эти страны в прошлом году значительно уступили показателям 2019-го. Снижение произошло по всем сегментам. Почти на 15%, до 134,4 млн т, упали поставки в Европу сырой нефти. На 9,5% в страны ЕС стало меньше поставляться нефтепродуктов — лишь 71,3 млн т. Почти на 34%, до 43 млн т, сократился экспорт угля; больше чем на 10%, до 142,2 млрд куб. м, снизился экспорт природного газа (в газообразном состоянии).
Общую картину улучшил только экспорт российского сжиженного природного газа (СПГ) — в прошлом году Европа практически в два раза увеличила его закупки, до 31,3 млн куб. м.
В первом полугодии 2021-го ситуация по отдельным позициям стала улучшаться. В частности, наблюдалось расширение поставок нефтепродуктов в Польшу (на 39,4%), Нидерланды (32,5%), Францию (29,3%). Значительное восстановление продемонстрировал экспорт природного газа в Германию (плюс 60,9%) и Францию (плюс 12,9%). В то же время Нидерланды, Италия и Венгрия сократили закупки — на 31, 27 и 16,3% соответственно. Упали поставки сырой нефти в Польшу и Германию — на 33,3 и 24,3% соответственно, говорится в докладе Минэкономразвития.
Рынок нажал на газ
Глава отдела стратегий на товарно-сырьевом рынке Saxo Bank Оле Хансен отмечает, что «энергетический кризис, который возник в ЕС на фоне мирового роста цен на газ, частично списывается многими европейскими аналитиками на нежелание или неспособность России увеличить поставки газа для удовлетворения растущего спроса». Хотя представители российской власти, в том числе президент Владимир Путин, неоднократно заявляли, что наша страна готова наращивать поставки газа в другие страны, причем в таких объемах, в которых они просят.
В последние месяцы энергетические рынки были подвержены значительному росту цен на газ, при этом спотовые цены на него в 2021 году выросли более чем на 400%, констатирует партнер департамента консалтинга «Делойт, СНГ» Йорг Дорлер. Это, по его словам, способствует дальнейшему росту инфляции и потребует от некоторых энергоемких отраслей сокращения производства, поскольку продажные цены не смогут покрыть затраты на энергию. Директор европейского отдела газовых исследований, данных и аналитики компании Refinitiv Уэйн Брайан отмечает, что промышленники, которые не останавливали производство, уже заявляют, что главный удар от повышения цен примет на себя конечный потребитель: «Этой зимой многие не смогут обогреть свои дома из-за роста цен на отопление».
Заведующий лабораторией прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев замечает, что подорожание газа произошло на фоне целого ряда факторов — сокращения запасов в подземных хранилищах стран ЕС, падения добычи в Нидерландах, низкого уровня генерации электроэнергии на ВИЭ, резкого уменьшения генерации на угле, высоких цен на сжиженный газ в Азии и перенаправления туда части потоков СПГ, негативного новостного фона и прогнозов холодной зимы. Причем это случилось после длительного периода относительно невысоких цен на газ. «На мой взгляд, процесс вполне закономерный. А пиковые значения повышения цен скорее связаны с чисто биржевым восприятием информационного фона», — отмечает Валерий Семикашев.
Надежды на потоке
Улучшить ситуацию может запуск газопровода «Северный поток-2», считают опрошенные РБК+ эксперты. «Если он будет сертифицирован и начнет подачу газа этой зимой, то это может существенно снизить тревожность на энергетическом рынке и способствовать наращиванию истощенных запасов газа в Европе», — говорит Уэйн Брайан. По его словам, ввод проекта также поможет снизить волатильность цен, которая находится на рекордном уровне.
Однако при этом «Северный поток-2» до сих пор не получил исключения из правил Третьего энергопакета ЕС, а именно обязательств иметь разных собственников у трубопроводной инфраструктуры и поставщика топлива, замечает Валерий Семикашев. Bloomberg со ссылкой на свой источник, «близкий к Кремлю», сообщил, что Россия готова увеличить поставки газа только при условии одобрения европейским регулятором запуска трубопровода. 18 октября оператор «Северного потока-2» Nord Stream 2 AG сообщил, что первую нитку газопровода заполнили техническим газом, а на второй нитке продолжаются пусконаладочные работы.
Не газом единым
Одной из причин европейского энергетического кризиса Оле Хансен также называет излишне поспешное стремление западных стран к «зеленой» трансформации: «Поэтапный отказ от угольной и ядерной энергетики в Германии, трансформация, сосредоточенная на солнечной и ветровой энергии при одновременном сокращении добычи газа в регионе, сделали европейскую энергетическую систему сильно зависимой от импорта энергоресурсов, в частности СПГ из России».
По словам президента Черноморского банка торговли и развития Дмитрия Панкина, ситуация с газом показала, что полностью отказываться от традиционных энергоресурсов рано: «Процесс перехода на возобновляемую энергетику не может быть быстрым. Несмотря на то что из-за новых экологических требований многие шахты вынуждены закрываться, угольная отрасль по-прежнему дает планете порядка 40% всей электроэнергии. От такого объема нельзя отказаться в короткие сроки без ущерба для мировой экономики». При этом он уточняет, что угольная отрасль, безусловно, нуждается в модернизации — при внедрении современных технологий можно значительно снизить количество вредных выбросов в атмосферу.
Перспективная тема — водородная энергетика. «Наши глобальные исследования показывают, что России в ЕС однозначно отводится место перспективного экспортера водорода наряду со странами — членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, Австралией, Канадой и Марокко», — говорит директор, руководитель практики оказания консультационных услуг компаниям энергетики PwC в России Дмитрий Стапран. Наиболее перспективным, по словам эксперта, является производство водорода на базе крупных ГЭС в России: «Здесь у «РусГидро» и EN+ есть значительный потенциал».
Фото: Петр Ковалев/ТАСС