Обвал экономики Германии сдерживается беспрецедентными мерами господдержки

РБКBiznes

Перестройка по-немецки

Обвал экономики Германии сдерживается беспрецедентными мерами господдержки. В разгар кризиса страна ускоряет темп перехода к «зеленой» экономике и наращивает цифровизацию.

Текст: Евгений Третьяков

Немецкая экономика из-за введенных для борьбы с пандемией коронавируса ограничительных мер переживает сильнейший кризис. Локдаун уже привел к самому значительному с 1990 года падению экспорта — в марте он снизился на 11,8% по сравнению с февралем текущего года и на 7,8% по сравнению с мартом 2019-го, сообщило Федеральное статистическое ведомство Германии. Немецкая инженерная ассоциация VDMA прогнозирует, что во втором квартале сокращение экспорта будет двузначным. Промышленность в кризисе. По данным Eurostat, в марте к февралю промпроизводство снизилось на 11,2%, по отношению к марту прошлого года — на 14,2%. В апреле этот показатель составил рекордный 21% к предыдущему месяцу и 30,2% к апрелю 2019 года.

По итогам первого квартала ВВП Германии упал на 2,2% к предыдущему кварталу и на 2,3% к январю—марту 2019 года. «Это самое сильное снижение со времен мирового финансового кризиса 2008–2009 годов и второй по масштабам обвал со времен воссоединения Германии», — отметили в Федеральном статистическом ведомстве (цитата по Deutsche Welle). Экономическая пауза привела к росту безработицы, в мае ее уровень достиг максимума с конца 2015-го и составил 6,3% трудоспособного населения (2,9 млн человек), сообщало Федеральное агентство по трудоустройству ФРГ. По оценке мюнхенского Института экономических исследований Ifo, число работников с неполной занятостью превысило показатели кризиса 2008–2009 годов и в мае достигло 7,3 млн человек.

Специалисты прогнозируют серьезный спад экономики по итогам года: Ifo — на 6,6%, Еврокомиссия — на 6,5%, правительство ожидает падения на 6,3%. Мюнхенские аналитики ждут дна кризиса во втором квартале, а нормализации ситуации — к середине следующего года.

Автопром за бортом

В Германии были приняты две основные антикризисные программы. Первая начала действовать с апреля, ее совокупный объем — около €600 млрд, а основная задача — сохранить максимальное количество компаний (соответственно, и рабочих мест) и поддержать домохозяйства, говорит Владислав Белов, заместитель директора по научной работе, руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН. Объем принятой в начале июня второй программы составляет €130 млрд. Ее цель — ускорить выход экономики из кризиса и перейти к росту, отмечает эксперт. По его мнению, больше всего от кризиса в Германии пострадает сфера услуг — розничная торговля, туристический, выставочный, гостиничный, ресторанный бизнес, индустрия развлечений. «При этом, на мой взгляд, среди этих секторов нет ни одного структурно слабого. До пандемии они чувствовали себя достаточно хорошо, в том числе развивая направление онлайн-продаж», — полагает Владислав Белов. Что касается экспортеров, то для них нет специальных преференций, их поддерживают так же, как и компании, ориентированные на внутренний рынок.

Среди других пострадавших отраслей эксперт выделяет автопром, ведущие компании которого почти на месяц приостанавливали производство, но отрасль не добилась от правительства той помощи, которую ожидала в рамках второго пакета. Поддержку получил только сегмент электромобилей, а производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания осталось за бортом. В частности, государство увеличило премию на приобретение электромобилей в два раза, с €3 тыс. до €6 тыс. для машин стоимостью до €40 тыс.

«Действия властей можно описать так: вы вовремя не поняли необходимости перехода на производство электромобилей и сами должны нести ответственность, а мы не будем за счет госденег решать ваши проблемы», — поясняет Владислав Белов. Он полагает, что электромобили не спасут автомобильную промышленность от кризиса с точки зрения его экономических и производственных показателей. Отказ в поддержке и существующие проблемы могут привести к потере до трети рабочих мест в автопроме и производстве автокомпонентов, считает эксперт.

«Зеленый» поворот

Около €50 млрд из €130 млрд предполагается вложить не только в электромобили, но и в производство аккумуляторных батарей, НИОКР, цифровизацию и мобильную связь, в том числе поколение 6G, основанное на квантовых технологиях, а также в переход на водородное топливо, который должна поддержать специальная государственная «водородная стратегия».

Фактически Германия сегодня делает инвестиции в структурную перестройку народного хозяйства — в построение «зеленой» цифровой экономики. Власти страны, в частности, действуют в рамках «зеленой сделки» — общеевропейского плана перестройки экономики, принятого в декабре прошлого года. Он предполагает постепенный отказ от использования ископаемого топлива, чтобы свести к нулю выбросы парниковых газов через 30 лет. Уже к 2030 году планируется снизить выбросы парниковых газов на 40% к уровню 1990 года. Общая стоимость этого проекта в первые десять лет оценивается примерно в €10 трлн.

«Это очень рискованный шаг», — полагает немецкий политолог Александр Рар. По его словам, многие в стране недовольны таким расходованием средств. Тем более что Германии предстоит вложиться в спасение других членов ЕС, прежде всего Италии и Испании, сильнее прочих пострадавших от пандемии и локдауна. Александр Рар также думает, что на немецкие плечи ляжет нагрузка по вытаскиванию из кризиса африканских стран.

Расходы на поддержку и перестройку национальной экономики, а также на антикризисную программу ЕС стоимостью €750 млрд дорого обойдутся Германии. Владислав Белов полагает, что дефицит бюджета может составить более 7% ВВП, а госдолг снова перешагнет планку 60% ВВП и составит не менее 75%. Это при том что с 2014 года бюджет верстался с профицитом — в 2019 году, по данным Eurostat, он составил 1,4% ВВП, или €49,8 млрд, а госдолг непрерывно сокращался с 2012 года с уровня 81,1% ВВП (€2,227 трлн) до прошлогодней отметки 59,8% ВВП (€2,053 трлн).

Впрочем, аналитики не видят в росте госдолга катастрофы. «В силу резервного статуса европейской валюты, а также антикризисных мер, принятых еще десять лет назад, Германия может себе позволить занимать по отрицательным ставкам. Фактически эти расходы оплатят не только сами немцы, но также иностранные инвесторы, европейские производители и налогоплательщики из-за дефляционного эффекта», — считает аналитик компании «Фридом финанс» Валерий Емельянов. По его оценке, размер госдолга ФРГ, «возможно, дотянется до 70%, но при этом по-прежнему будет одним из самых низких среди развитых стран мира». Например, Япония при тех же ставках заимствования многие годы поддерживает долг свыше 200% ВВП, напоминает аналитик. В 2019 году размер госдолга в еврозоне (19 стран) составил 84,1%.

В Германии были приняты такие меры, которых никогда в истории не было, говорит Александр Рар. Деньги «буквально разбрасывались с вертолета», но это позволило не допустить роста безработицы, успокоить общество и избежать таких социальных волнений, как в США. «Германия выйдет из кризиса, тут громадные ресурсы, в том числе человеческие. Страна десять лет копила деньги на черный день, которые сейчас можно истратить. У Германии настолько хорошая экономика, что она может брать в долг без проблем», — уверен политолог.

«Немцы должны выйти из кризиса с минимальными потерями, несмотря на существенное падение внешнего и внутреннего спроса. Пандемия не изменила те структурные тенденции, которые сформировались в экономике Германии на начало этого года», — резюмирует Владислав Белов.

Фото: Bloomberg; пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Дорожная карта будущего» «Дорожная карта будущего»

Как страны будут разрабатывать устойчивое авиационное топливо

РБК
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
«Кузнец – это в первую очередь инженер» «Кузнец – это в первую очередь инженер»

Как ученые исследуют магнитное поле Земли? Влияют ли на нас магнитные бури?

Знание – сила
Долгий путь от «учебки» к Победе Долгий путь от «учебки» к Победе

В минометной роте любили песни: о поэтах на фронте Отечественной войны

Знание – сила
Самое древнее чувство Самое древнее чувство

Как у животных представлено чувства обоняния и вкуса

Наука и жизнь
У эволюции нет конкретной цели, но есть результат У эволюции нет конкретной цели, но есть результат

Как происходит видообразование, с чего начинается и через какие этапы проходит

Наука и жизнь
Он пережил и многое, и многих… Он пережил и многое, и многих…

Петр Вяземский, князь. О нем вспоминают обычно в связи с А. С. Пушкиным

Знание – сила
Июньская метель снежноцвета Июньская метель снежноцвета

Снежноцветы считаются красивейшими деревьями, и с этим трудно не согласиться

Наука и жизнь
Экологическая модернизация Экологическая модернизация

Как разные страны переосмысливают управление органическими отходами

Агроинвестор
Делянка лирохвоста Делянка лирохвоста

Большая птица-лира живет во влажных лесах восточной Австралии и Тасмании

Знание – сила
Удивительный трубкозуб Удивительный трубкозуб

Ожившей химерой с прошедших веков трубкозуба, шутя, обзывают

Знание – сила
«Позеленение» Арктики: как его оценить и о чём оно свидетельствует «Позеленение» Арктики: как его оценить и о чём оно свидетельствует

Как арктические экосистемы приспосабливаются к изменениям климатических условий

Наука и жизнь
Тихая гавань русских литераторов Тихая гавань русских литераторов

Усадьбе Остафьево повезло, в ее облике с давних времен мало что менялось

Знание – сила
Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы

О чем писали в журнале «Наука и жизнь» в годы Великой Отечественной войны?

Наука и жизнь
Посвящено Беатриче Посвящено Беатриче

Он не смел поверить, что Биче исчезла навсегда. Его мир рухнул

Наука и жизнь
Перелет–2023 «Байкальская кругосветка» Перелет–2023 «Байкальская кругосветка»

«Байкальская кругосветка» – воздушное путешествие вокруг знаменитого озера

Наука и техника
Последняя загадка Пушкина Последняя загадка Пушкина

«Пушкин и Погорелое Городище» – тема, вынесенная на периферию пушкинистики

Знание – сила
Легендарный Понтий Пилат Легендарный Понтий Пилат

Так кто же он был, этот римлянин, взявшийся судить Иисуса?

Знание – сила
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Болотные семафоры Болотные семафоры

Дупеля летят к нам из жарких поясов экваториальной Африки...

Наука и жизнь
Динозавры за Полярным кругом Динозавры за Полярным кругом

Как жили динозавры и их соседи в условиях крайнего Севера или Юга

Наука и техника
Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты» Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты»

О том, как обнаруживаются экзопланеты и какими они бывают

Наука и техника
Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов

Ученые создали 3D-модель мозга древних параллигаторов

Знание – сила
Композиты в судостроении Композиты в судостроении

Что же такое композиционные материалы (композиты)?

Наука и техника
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в СССР подчинили фантастику пропаганде социалистических достижений

Наука и жизнь
Каким ты будешь, городской бус? Каким ты будешь, городской бус?

Ждать ли нам завтра электробусов в каждом городе?

Наука и жизнь
Что «видели» астероиды? Что «видели» астероиды?

Чем астероиды интересны астрономам?

Наука и жизнь
На «зеленой» волне На «зеленой» волне

Какие экологические технологии внедряют отечественные аграрии

Агроинвестор
Открыть в приложении