Авиация — одна из отраслей, в которых цифровизация идет наиболее активно

РБКBiznes

Полет в цифровом режиме

Авиация — одна из отраслей, в которых цифровизация бизнес-процессов идет наиболее активно. Технологическая трансформация на фоне роста спроса на воздушные перевозки позволит снизить издержки и риск человеческих ошибок

Текст: Михаил Сергеев

Российская гражданская авиация в отличие от многих других отраслей отечественной экономики не отстает от зарубежных конкурентов по уровню внедрения в бизнес-процессы цифровизации. Так, «Аэрофлот» вот уже несколько лет подряд входит в число лидеров по этому показателю в международном рейтинге Bain & Company, уступая лишь Singapore Airlines, австралийской Qantas и американской Delta.

Ведущие авиакомпании реализуют собственные программы инноваций. Singapore Airlines, например, открыла цифровую лабораторию для работы с инновационными компаниями и реализации предложений своих сотрудников. Авиакомпании даже создают альянсы для развития новейших технологий — так, американская Delta объединилась с европейским производителем самолетов Airbus для внедрения 5G в сферу пассажирских авиаперевозок.

Результат очевиден: гражданская авиация — одна из самых технологически продвинутых отраслей. Благодаря новой технологии ADS-B (Automatic Dependent Surveillance-Broadcast — автоматическое зависимое наблюдение-вещание) уже через десять лет мы можем получить автономное управление воздушным движением, считает Александр Терентьев, эксперт департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра при правительстве РФ. Новая технология максимально точно определяет положение воздушного судна в режиме реального времени и транслирует данные о полете (координаты самолета, высоту, скорость, курс) в наземные центры и другим воздушным судам.

Впрочем, автоматизация воздушного движения, которая позволит избавиться от человеческих ошибок, — дело будущего. Между тем бизнес-процессы лидеров отрасли уже переведены в «цифру».

В «Аэрофлоте», например, этот показатель, по словам гендиректора авиакомпании Виталия Савельева, достиг 100%. Как рассказал глава «Аэрофлота» на правительственном совещании о цифровой трансформации транспортного комплекса в ноябре 2018 года, помимо отслеживания пассажиропотока, загрузки рейсов, работы с багажом оцифрованы бухгалтерия, учет финансового лизинга, закупки и запасы, управление персоналом, казначейство, документооборот, управление договорами, бюджетирование и т.д,

Пассажир и его багаж

Цифровые технологии в гражданской авиации — это и персональные предложения для пассажира, и адаптация условий его пребывания на борту, и сдача багажа (в перспективе еще у себя дома), говорит замдиректора группы корпоративных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Александр Гущин.

«Уже в среднесрочной перспективе информационная система будет «узнавать» каждого пассажира и автоматически подстраивать всю окружающую среду на борту под его предпочтения», — предполагает эксперт.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) и Международный совет аэропортов (ACI) предложили концепцию перспективной трансформации бизнес-процессов на основе цифровизации NEXTT (New Experience in Travel and Technologies). Она стала ответом на ожидаемое удвоение спроса в сфере авиаперевозок к 2036 году. Это цифровые технологии отслеживания и идентификации багажа, автоматизация и робототехника, повышающие безопасность, надежность, эффективность и качество обслуживания клиентов.

«Аэрофлот» первым в России внедрил систему отслеживания багажа BagJourney, получающую данные из 400 аэропортов и от 500 авиакомпаний. Эта система позволяет точно отслеживать местонахождение багажа во время регистрации, при посадке, во время пересадки и в аэропорту прибытия.

Компания Delta позволяет самим клиентам отслеживать перемещение своего багажа после сканирования багажной бирки. Сегодня уже многие перевозчики предлагают сдавать багаж без участия сотрудников авиакомпании. Доступной становится самостоятельная печать багажных бирок дома у пассажира или в автоматах авиалиний.

Для контроля загрузки рейсов, передвижения пассажиров авиакомпании используют бортовые планшеты. «У менеджеров свой планшет — монитор руководителя. Есть планшет и у стюардесс, которые видят всю информацию о каждом конкретном пассажире — какое питание заказано, где и когда человек делает пересадку, все его стыковки, с детьми пассажир или нет. В конце полета стюардесса просто пальцем подписывает отчет и его отсылает. Пилоты видят на своем планшете весь самолет», — рассказал Виталий Савельев.

Бортовые планшеты используют также компании Delta, Qantas, British Airways, KLM, Air France и другие.

По данным отчета швейцарской компании — разработчика ИТ-решений для авиаотрасли SITA, выпущенного в сентябре 2018 года, в ближайшие годы более трех четвертей крупных аэропортов и авиакомпаний мира будут инвестировать в технологии биометрической идентификации пассажира по принципу «паспорт пассажира — это его лицо». В международном аэропорту Бостона уже проведены испытания такой системы, и Управление таможенной и пограничной охраны США признало их успешными.

«Цифра» снижает цену

Развитие услуг авиаперевозчиков и аэропортов идет по пути повышения комфорта и безопасности при снижении цены, объясняет Александр Гущин. Цифровизация — один из ключевых элементов на этом пути.

По словам Виталия Савельева, в результате внедрения новейших технологий среднесуточный налет судов «Аэрофлота» превысил 12 часов, что позволяет снижать себестоимость рейса.

Применение собственной системы обработки больших данных позволяет работать с неструктурированной информацией, увеличивая продажи и повышая лояльность пассажиров: на основе этих данных «Аэрофлот» уже реализовал систему рекомендаций для клиентов, прогноз ожидаемой выручки, анализ обращений и жалоб. Совместная работа многих компьютерных систем позволила сократить оборачиваемость одного самолета в аэропорту с 80–90 до 40–45 минут. В 2018 году «Аэрофлот» перевез около 36 млн пассажиров, а к 2023 году компания собирается увеличить этот показатель до 90–100 млн.

Отраслевые эксперты считают, что основные достижения цифровизации еще впереди.

«В отрасли пока только разрабатываются сценарии эффективного использования новых возможностей. В связи с этим можно говорить о фрагментарном внедрении цифровых технологий в гражданской авиации», — считает директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Цифровизация в аэропортах, в частности, может развиваться как управление инженерными сетями и ресурсами — как своеобразный аналог технологии «умного» дома. С учетом суточных пиков пассажиропотока должны быть оптимизированы работа систем отопления, вентиляции и кондиционирования, все параметры — температура, освещенность, влажность, считает эксперт. При этом наибольший эффект достигается при увязке этой системы со смежными системами, позволяющими прогнозировать время прилета воздушных судов, потоки пассажиров, прибывающих общественным транспортом.

С такой постановкой вопроса согласен Александр Тимофеев, доцент кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова: «Некоторые авиакомпании все еще принимают операционные решения интуитивно. Это происходит из-за того, что цифровые системы не интегрированы».

Фото: Марина Лысцева/ТАСС

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Мы увидели развитие в создании лучшего по характеристикам материала» «Мы увидели развитие в создании лучшего по характеристикам материала»

Как стеклокомпозитная промышленность России переживает «разворот на Восток»

РБК
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Удивительный трубкозуб Удивительный трубкозуб

Ожившей химерой с прошедших веков трубкозуба, шутя, обзывают

Знание – сила
Что «видели» астероиды? Что «видели» астероиды?

Чем астероиды интересны астрономам?

Наука и жизнь
Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов

Ученые создали 3D-модель мозга древних параллигаторов

Знание – сила
«Позеленение» Арктики: как его оценить и о чём оно свидетельствует «Позеленение» Арктики: как его оценить и о чём оно свидетельствует

Как арктические экосистемы приспосабливаются к изменениям климатических условий

Наука и жизнь
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
Композиты в судостроении Композиты в судостроении

Что же такое композиционные материалы (композиты)?

Наука и техника
У эволюции нет конкретной цели, но есть результат У эволюции нет конкретной цели, но есть результат

Как происходит видообразование, с чего начинается и через какие этапы проходит

Наука и жизнь
Июньская метель снежноцвета Июньская метель снежноцвета

Снежноцветы считаются красивейшими деревьями, и с этим трудно не согласиться

Наука и жизнь
«Нечестная» игра Баше «Нечестная» игра Баше

Как найти выигрышную стратегию в игре Баше?

Наука и жизнь
Будет не жирно? Будет не жирно?

Какой вклад в борьбу с ожирением могут внести производители продуктов питания

Агроинвестор
Делянка лирохвоста Делянка лирохвоста

Большая птица-лира живет во влажных лесах восточной Австралии и Тасмании

Знание – сила
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в СССР подчинили фантастику пропаганде социалистических достижений

Наука и жизнь
Долгий путь от «учебки» к Победе Долгий путь от «учебки» к Победе

В минометной роте любили песни: о поэтах на фронте Отечественной войны

Знание – сила
Перелет–2023 «Байкальская кругосветка» Перелет–2023 «Байкальская кругосветка»

«Байкальская кругосветка» – воздушное путешествие вокруг знаменитого озера

Наука и техника
«Мои счастливейшие дни…» «Мои счастливейшие дни…»

Понятие гения места, «genius loci» – к Остафьево применимо как нельзя более

Знание – сила
Тихая гавань русских литераторов Тихая гавань русских литераторов

Усадьбе Остафьево повезло, в ее облике с давних времен мало что менялось

Знание – сила
«Кузнец – это в первую очередь инженер» «Кузнец – это в первую очередь инженер»

Как ученые исследуют магнитное поле Земли? Влияют ли на нас магнитные бури?

Знание – сила
Динозавры за Полярным кругом Динозавры за Полярным кругом

Как жили динозавры и их соседи в условиях крайнего Севера или Юга

Наука и техника
Легендарный Понтий Пилат Легендарный Понтий Пилат

Так кто же он был, этот римлянин, взявшийся судить Иисуса?

Знание – сила
Посвящено Беатриче Посвящено Беатриче

Он не смел поверить, что Биче исчезла навсегда. Его мир рухнул

Наука и жизнь
Болотные семафоры Болотные семафоры

Дупеля летят к нам из жарких поясов экваториальной Африки...

Наука и жизнь
Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы

О чем писали в журнале «Наука и жизнь» в годы Великой Отечественной войны?

Наука и жизнь
Самое древнее чувство Самое древнее чувство

Как у животных представлено чувства обоняния и вкуса

Наука и жизнь
Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты» Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты»

О том, как обнаруживаются экзопланеты и какими они бывают

Наука и техника
Поговорим о космологии Поговорим о космологии

Пять работ, посвященных космологии, с комментариями специалиста

Знание – сила
Открыть в приложении