Как петербургский разработчик заставил 250 тыс. человек оценивать шаверму
В 2013 году 24-летний программист Арсений Васильев начал публиковать в Instagram-аккаунте обзоры на шаверму. «Я часто ходил в новые заведения, но отзывов о них в интернете не встречал. Места [с шавермой] не были отмечены в картографических сервисах, найти их было сложно», — вспоминает Арсений в интервью журналу РБК. Карту с рейтингом кафе он в итоге решил создать сам.
К июню 2016-го программист разработал первую версию приложения «Где шаверма» для Android и с ним выиграл iPhone на хакатоне компании 2ГИС. Идея понравилась коллегам Васильева Георгию Шагиняну и Даниилу Гаврилову — они помогли с iOS-версией. Жена Арсения Анастасия взялась улучшить дизайн приложения. В магазинах App Store и Google Play «Где шаверма» появилось в августе 2016-го. «Фишкой» сервиса стала возможность найти заведение в дополненной реальности (augmented reality; AR): при открытии камеры в приложении на фоне городского пейзажа появляются отметки с расположением ближайших кафе и их рейтинг.
Сразу после запуска «ничего не произошло», вспоминает Васильев: кроме знакомых, пользователей не было. Тогда разработчики заказали рекламный пост в сообществе «Интересные события в Санкт-Петербурге» во «ВКонтакте», он разошелся по СМИ на волне ажиотажа вокруг AR из-за игры Pokemon Go. AR-бум помог приложению раскрутиться и набрать первые 50 тыс. скачиваний, говорит Арсений.
Постепенно разработчики добавляли функции: в приложении появились подборки лучших заведений, форма авторизации и комментарии — теперь практически под каждой из более чем 6 тыс. отмеченных на карте точек можно найти минимум пару, а то и десятки отзывов с описанием достоинств и недостатков шавермы. В сентябре 2017-го появились первые платные функции для заведений — возможность сообщить о спецпредложениях (около 600 руб. за промо) и купить рекламное место в верхней строчке подборки (1,2 тыс. руб. в неделю). Пока выручка сервиса не превышает 10 тыс. руб. в месяц. Васильев объясняет: «Мы не сильно занимаемся продажами. Если кто-то хочет [рекламу], нам пишет. Иногда бывает [заработок]».
За полтора года приложение скачали более 250 тыс. раз, три четверти установок — на Android. У «Где шаверма» 40 тыс. уникальных пользователей в месяц и свыше 100 тыс. оценок заведений. Ежедневно пользователи предлагают добавить на карту 15–20 мест, все заявки проходят модерацию. Больше всего пользователей в Москве и Петербурге.
Друзья потратили на стартап около 40 тыс. руб. «Учитывая, что я на хакатоне выиграл iPhone — мы в плюсе», — смеется Арсений. Весной он планирует ввести заказ доставки внутри сервиса. Пробный запуск услуги обсуждается с кафе «РашЛаваш», разработчики рассчитывают получать процент от каждого заказа. К лету «Где шаверма» станет еще больше похожа на соцсеть — с возможностью чекиниться в кафе и «улучшенным профилем» пользователей. Среди планов запуск веб-версии, где заведения (у большинства нет сайтов) смогут создавать собственные страницы.
«Мы делаем все ради фана. Возможно, в перспективе это будет приносить доход. Плюс — хорошо для резюме», — говорит Васильев. Ему история с приложением помогла устроиться андроид-разработчиком во «ВКонтакте».
Фото: Екатерина Темкина для РБК