Разрабатывайте на здоровье: как создаются настоящие инновации
Во время пандемии COVID-19 вложения в медтех, по подсчетам компании EY, выросли более чем вдвое. При этом способность создавать востребованные технологии, как правило, предполагает многолетний опыт и миллиардные инвестиции в R&D. Глава Philips в России и СНГ Максим Кузнецов рассказывает, как компании становятся подлинными инноваторами.
Инновационная ДНК
Инновации — часть ДНК Philips с момента ее основания в 1891 году: недавно компании исполнилось 130 лет. Первую исследовательскую лабораторию здесь открыли еще в 1914 году, а пять лет спустя ее эксперты создали доступную рентгеновскую трубку, что стало прорывом в борьбе с туберкулезом, распространенным в послевоенной Европе. С тех пор компания вела разработки для самых разных видов терапии и диагностики, таких как УЗИ, МРТ, КТ и ПЭТ-КТ.
Philips изобрела и запустила в производство множество революционных устройств. На сегодняшний день нашей компании принадлежит около 64,5 тыс. патентов на изобретения. Только в 2019 году мы вложили в R&D примерно €1,9 млрд. Philips развивает инновации на всех ключевых рынках, в том числе в России. Например, с 2017 года в «Сколково» работает лаборатория Philips Research Labs RUS. Ее специалисты развивают технологии компьютерного зрения, решения для оптимизации процессов в отделении лучевой диагностики и системы поддержки принятия клинических решений.
Целевые разработки
Инновации должны удовлетворять конкретные запросы общества, пациентов и медицинских учреждений. Миссия Philips — к 2030 году улучшать жизни 2,5 млрд человек ежегодно. Достичь этой цели помогут, в частности, современные технологические решения.
Например, уже сегодня доступны ультрапортативные УЗ-аппараты Lumify — полноценные диагностические системы, которые легко помещаются в карман. Благодаря устройству можно проводить УЗИ в любой точке (например, на месте происшествия или на дому у пациентов) и сопровождать их телемедицинскими консультациями. Решение оказалось полезным во время пандемии COVID-19: оно использовалось в больницах, в частности в ГКБ № 40 в Коммунарке. Лаборанты проводили УЗИ в «красной зоне» и передавали изображения специалистам за ее пределами. Таким образом, врачи УЗД могли оставаться в чистой зоне и анализировать большее количество исследований.
Другая востребованная технология — цифровая реанимация. ИТ-система собирает и обрабатывает информацию с прикроватного оборудования пациентов, систематизирует ее и выдает автоматические подсказки врачам. Она уже используется в Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии в Астрахани и в НМХЦ им. Н.И. Пирогова в Москве.
Создавая инновации, мы заботимся и об окружающей среде. Например, в России уже доступен новый аппарат МРТ с технологией микроциркулярного охлаждения. По сравнению с другими подобными устройствами томограф требует гораздо меньше жидкого гелия — 7 л вместо 1,5 тыс. Это удешевляет и упрощает его использование, а качество изображения остается неизменно высоким. Кроме того, мы герметизируем гелий на этапе производства, поэтому выбросы газа в атмосферу исключены. Такое оборудование уже эксплуатируется в некоторых больницах нашей страны, в частности в ГКБ им. М.П. Кончаловского в Зеленограде.
В наших инновациях не было бы смысла, если бы мы не работали над повышением их доступности в разных регионах. Мы развиваем локальное производство медицинских изделий в России, в последние несколько лет выпускаем ультразвуковые системы, КТ, а с этого года и МРТ. Таким образом, отечественные клиники могут быстрее получать в свое распоряжение современное оборудование и адаптировать интерфейс аппаратов под свои нужды.
Самые продвинутые
Число задач, которые можно решить с помощью современных цифровых инструментов, очень велико. Необходимость в цифровой трансформации здравоохранения отмечают сами врачи. По данным нашего исследования «Индекс здоровья будущего 2021», проведенного в 14 странах, лидеры здравоохранения по всему миру инвестируют в телемедицину и искусственный интеллект — важность этих направлений вышла на первый план во время пандемии. Они также считают, что стратегические партнерства клиник и технологических компаний могут помочь выстроить цифровую инфраструктуру системы здравоохранения.
Аналитики регулярно выбирают наиболее продвинутых игроков в сфере инноваций. Так, Boston Consulting Group ежегодно составляет рейтинг «50 самых инновационных компаний мира» на основе мнений 2,5 тыс. руководителей и учета показателей доходности для акционеров за последние несколько лет.
Еще один авторитетный рейтинг готовит исследовательская компания Clarivate Analytics — она оценивает способность участников успешно создавать изобретения с большим коммерческим потенциалом.
В списке лучших инноваторов от Clarivate компания Philips присутствует уже восьмой год подряд. А в рейтинге BCG за 2020 год она поднялась сразу на шесть позиций и заняла 23-е место. При этом аналитики BCG признали Philips самой инновационной компанией в сфере медицинских технологий. Для нас это дополнительная мотивация на пути к улучшению жизни людей с помощью наших технологических решений.
Фото: Philips