Россияне предпочитают отдыхать недалеко от дома
Решив проблему нехватки транспорта и равномерного распределения турпотоков, внутренний туризм РФ может вернуться к допандемийному уровню.
К концу 2021 года доля организованного внутреннего турпотока на 30% превысила показатели пандемийного 2020 года, по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР). По словам директора ассоциации «Турпомощь» Александра Осауленко, в 2022 году количество предварительно забронированных туров в регионы России уже увеличилось в три раза по сравнению с 2021 годом.
Идет активное бронирование июня, а также июля—августа на черноморском побережье, рассказала исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
Своим ходом
По словам Майи Ломидзе, турбизнес столкнулся с новыми трудностями: спрос превышает имеющиеся транспортные возможности. Это заметно по сокращению турпотока по главным южным направлениям из-за закрытия аэропортов. Цены на местных курортах снижены из-за их незаполняемости, рассказали в АТОР. Дополнительные железнодорожные составы и автобусные туры не смогут в полной мере компенсировать нехватку туристов, отмечает Майя Ломидзе. Бизнес ждет открытия аэропортов.
При этом в 2022 году особую популярность набирает автомобильный туризм: путешественники самостоятельно направляются в близлежащие регионы с водоемами и комфортной инфраструктурой. Кроме того, потребитель стал чаще менять планы, говорят в АТОР: «Сроки бронирования отелей сокращаются из-за частой смены планов отдыхающих, также находящихся в ожидании открытия аэропортов».
Подтверждение бронирования
По итогам мая потоки перераспределяются между популярными направлениями в зависимости от транспортной составляющей и ощущения безопасности, рассказала Майя Ломидзе. Так, турпоток в Краснодарский край уменьшился на 10%, в Калининград — на 20%, в Крым — на 30%. При этом больше туристов поехало в Санкт-Петербург и Ленинградскую область, Москву и Подмосковье. Растет популярность эко- и агротуризма, глэмпинга, гастрономических туров.
С уходом из страны системы бронирования Booking.com у отелей возникли некоторые проблемы, отмечает председатель RCFO Станислав Ивашкевич: «Отели прибегли к старому способу бронирования — по телефону и электронной почте». Впрочем, к маю рынок переориентировался на отечественные аналоги Booking, говорит вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин. В стране доступно около 50 собственных сервисов по бронированию жилья, в том числе OneTwoTrip, Ostrovok, Bronevik.
Наряду с бюджетными вариантами размещения растет спрос на отели более высокой ценовой категории, отмечает Майя Ломидзе: «Иллюзий по поводу уровня местного сервиса строить не стоит, но все же жалоб на отечественный сервис стало меньше». По данным опроса ВЦИОМа, в 2021 году 75% отдыхающих летом остались довольны сервисом, из них 93% отдыхали в России. Однако уровень удовлетворенности среди россиян за 2021 год был самым низким с 2013 года.
Комплексный подход
Один из драйверов рынка — увеличение числа чартерных программ по регионам России, которые на 50% спонсируются Ростуризмом, отмечают в РСТ. Снижение цен на перевозки сделало доступнее такие направления, как Северный Кавказ, Тюмень, Казань.
Совместные усилия государства, регионов и бизнеса сделают туристический сезон в 2022 году удачным, несмотря на проблемы социально-экономического характера, уверен Юрий Барзыкин: «Мы выйдем на уровень 2019 года, причем программы должны реализовываться по всей стране, а не только на юге или в Москве. Неперспективных регионов для развития туризма в России нет». В 2022 году государство выделит 75 млрд руб. на развитие инженерной инфраструктуры, обустройства мест досуга и размещения, напоминает Юрий Барзыкин.