«Российское химическое машиностроение надо формировать почти с нуля»
Почему отечественная химия не преодолела зависимость от импорта и что может сделать кластерная инфраструктура для отрасли, РБК+ рассказал президент Российского союза химиков Виктор Иванов.
Как химики реализуют принципы устойчивого развития, связанные с охраной окружающей среды?
Человечество живет на сломе устоявшихся парадигм взаимоотношений с окружающей средой. В попытках жить по законам устойчивого, прогнозируемого и управляемого будущего фундамент подобного развития создают химики и химия, причем в самом широком понимании.
Насколько российский химпром сегодня зависит от отечественного химического машиностроения?
Считаю это направление очень значимым и во многом определяющим наряду с технологическим базисом. К сожалению, оно только начинает «вызревать» — исключительно благодаря доброй воле владельцев предприятий химического бизнеса. Во многом за счет ввода мощностей по выпуску полимеров, аммиака, метанола, кислот, минеральных удобрений на ряде предприятий в последние 10–15 лет в нашей стране наблюдается значительный темп роста отрасли, который определяется в диапазоне 5–6% ежегодно.
В большинстве случаев все запущенные мощности действительно построены на комплектном импортном оборудовании. По истечении гарантийного лицензионного эксплуатационного обслуживания, как правило, наши предприятия начинают реализацию технического импортозамещения. Сегодня оно в большинстве случаев происходит на уровне запорной арматуры, насосов, теплообменников и др. Постепенно нужно наращивать сервисные предложения внутри страны и формировать, увы, почти с нуля химическое машиностроение.
После распада СССР наибольшие потери пришлись на науку и отраслевые институты. Мешает ли это сейчас создавать полноценные промышленные кластеры?
За последние 30 лет примерно 90% отраслевых научных институтов исчезли. Те, что остались, стали работать в очень локальных направлениях.
Зачастую мы не всегда правильно понимаем, что такое кластер. Если есть территория, где работают предприятия, даже разного профиля, но продукция одного предприятия является сырьем для другого — это кластер. Мы можем говорить о нефтегазохимических кластерах Татарстана и Башкортостана, о кластере химических производств в Нижегородском регионе: Дзержинск, Кстово. Других зрелых примеров у нас в стране, к сожалению, нет. Причин усматриваю две.
Первая — большие материальные вложения. Вторая — всегда должна присутствовать добрая воля собственников бизнеса, чтобы развивать качественное взаимодействие внутри отрасли.
Другая проблема — слабое развитие малотоннажной химии, в частности наращивание производства химреактивов и особо чистых веществ. Что здесь самое важное?
Малотоннажная химия — это не только и не столько реактивы, а достаточно широкий пласт очень разных продуктов. Особый статус в их числе имеют продукты для создания товаров двойного назначения. Именно об их наличии в собственном производственном активе страны нужно думать прежде всего.
Нашему агропрому хватает современных средств защиты растений (ХСЗР)?
В настоящее время у нас в стране при увеличении посевных площадей растет спрос на пестициды, а также увеличивается общий объем потребления ХСЗР. Только за прошлый год он составил 188 тыс. т. Досадно, но сырье для создания ХСЗР мы закупаем в основном за границей. В последнее время ситуация постепенно выправляется благодаря системной работе Российской ассоциации производителей минеральных удобрений и Российского союза производителей ХСЗР, которые занимаются вопросами поддержки отечественных разработок по данному сегменту.
Полную версию интервью читайте на https://plus.rbc.ru
Фото: Игнат Козлов для РБК