Элементы / Эксперимент
Слежка за эмоциями
Создатели сервиса Emotian, «карты эмоций» Москвы, рассчитывают заработать на частной рекламе и государственном заказе
Стартап Emotian в 2015 году основали психолог Яна Артамонова, разработчик Александр Прозоров и маркетолог Артем Артемов. В основе приложения — нейросеть, которая анализирует посты в социальных сетях с указанием геолокации и накладывает на карту Москвы «эмоциональный фон». Пользователи могут выразить восторг, радость, счастье или спокойствие — негатив не предусмотрен. Сервис должен отвечать на вопрос: «Где сейчас хорошо?»
В Emotian использован особый способ анализа данных, говорит Артемов: чтобы распознать эмоцию, которая скрывается за конкретной записью, программа изучает все публикации пользователя, чтобы составить корректный психологический портрет: «[Программе] вас нужно какое-то время наблюдать и сравнить с вами же за определенный период». Партнеры вложили в Emotian около 1,5 млн руб., а в декабре 2016 года стартап получил грант Фонда Бортника на 5 млн руб.
Сервис уже составляет «карту» по аккаунтам в Twitter и «ВКонтакте». Прототип продукта доступен в web-версии, к концу 2017 года программисты должны представить мобильное приложение и дополнить анализ эмоций по фотографиям. Приложение будет показывать точки на «карте», где в данный момент «весело или интересно». До конца года основатели надеются освоить Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).
Монетизировать Emotian они надеются через год. Первый способ — реклама: заведения (например, бары или магазины) за фиксированную сумму смогут дополнять «карту» информацией о том, что именно вызывает позитивный отклик посетителей — концерты, скидки и т.п. Без этой информации пользователи не смогут узнать причину эмоционального фона в том или ином месте.
Вторая потенциально доходная статья — госзаказ. Программа может выявлять «очаги напряженности» и фиксировать недовольство людей. Пробный проект перед выборами 2016 года Emotian реализовал в Тверской области по заказу агентства «Имидж-контакт», говорит Артемов. Сервис отслеживал, какие проблемы беспокоили жителей шести населенных пунктов, и каждую неделю в течение двух месяцев отправлял заказчику отчет. За работу сервис получил около 100 тыс. руб.
Emotian не уникальный проект: «считыванием» эмоций по сзаписям и фото в соцсетях занимаются все крупные интернет-компании и многие стартапы, говорит руководитель группы компьютерного зрения «Сколтеха» Виктор Лемпицкий. Например, австралийская программа WeFeel изучает записи в Twitter, по ключевым словам определяет, какие эмоции они передают, а результаты показывает на карте мира. А исследователи из Кембриджа создали opensource-платформу OpenFace, которая позволяет определить эмоцию по фотографии. На содержание поста в соцсети влияют разные факторы: у человека может быть плохое настроение, но это не будет говорить о его отношении к происходящему в конкретной местности рядом с ним, предупреждает Лемпицкий. Из подобного «шумного сигнала» сложно делать, достоверные выводы.
Сервис Emotian «выглядит как игрушка», считает директор по маркетингу сервисов «Яндекса» Андрей Себрант. Чтобы не ошибиться с эмоцией, анализировать надо «все, до чего можно дотянуться»: частоту постов, фотографии, запросы, читаемые материалы, а в обучении нейросети необходимо использовать замеры психологов, перечисляет эксперт. «Базовая методическая ошибка — предполагать, что мы можем сами интерпретировать действия людей», — заключает Себрант.
Несмотря на скепсис экспертов, основатели Emotian настроены оптимистично: до конца 2017 года они рассчитывают привлечь 5 тыс. пользователей, а к лету 2018-го — 50 тыс. К 2020 году предприниматели надеются окупить инвестиции.