Смешные и страшные
Конец января российские чиновники и олигархи ждали с содроганием: Минфин США должен был опубликовать так называемый «кремлевский доклад». В России многие ждали публикацию со страхом, а встретили с иронией
В начале августа 2017 года президент Дональд Трамп подписал закон «О противодействии противникам Америки». Согласно документу, не позднее 29 января 2018-го Минфин США должен был подготовить список российских физлиц, в отношении которых могут быть введены полномасштабные санкции. За сотрудничество с ними власти США грозили наказывать контрагентов не только внутри страны, но и по всему миру.
Основной критерий отбора в список — близость к Кремлю и лично Владимиру Путину. Перспектива попасть в доклад особенно пугала российских участников списка Forbes: миллиардеры нанимали юристов и лоббистов, чтобы спастись от угрозы санкций, писало издание The Bell. В итоге эти расходы фактически оказались напрасны.
Принцип «копипаста»
Минфин США отправил доклад вечером 29 января по вашингтонскому времени. Беглый взгляд вряд ли вызвал в российской элите облегчение: 210 человек — руководство Кремля, правительство, главы госкомпаний и почти сотня долларовых миллиардеров.
Однако по мере разбора перечня в СМИ и соцсетях увеличивалось недоверие к нему. Так, первая часть практически полностью повторяла раздел major staff (основные сотрудники) англоязычной версии сайта Кремля, из-за чего в список попали даже советник президента по правам человека Михаил Федотов и детский омбудсмен Анна Кузнецова.
В другой раздел были включены руководители 19 госкомпаний — в том же порядке, в каком они перечислены в рейтинге РБК 500, вышедшем в сентябре 2017-го. В итоге в нем есть глава «Газпрома» Алексей Миллер, но нет, например, президента «Ростелекома» Михаила Осеевского. А «Россети», по версии властей США, по-прежнему возглавляет Олег Бударгин, хотя его еще 31 августа 2017-го сменил Павел Ливинский.
Наконец, список из 96 «олигархов» совпал с рейтингом российских миллиардеров, по версии журнала Forbes: в доклад попали все, чье состояние на март 2017-го составляло не менее $1 млрд. Угроза попасть под санкции нависла над такими далекими от политики предпринимателями, как основатель «Яндекса» Аркадий Волож или председатель совета директоров Тинькофф Банка Олег Тиньков.
Секретные наказания
Широкий охват списка вызвал удивление и шутки по обе стороны океана. «Телефонный справочник Кремля» — так назвал документ Минфина США сенатор Константин Косачев. «Список российских олигархов — позор Америки», — резко заметил колумнист Bloomberg Леонид Бершидский. «Не могу понять логику», — написал в Twitter экс-посол США в России Майкл Макфол.
Появились и конспиративные версии: эксперт исследовательского центра Atlantic Council Андерс Ослунд заявил, что первоначальная версия списка, подготовленная с участием специалистов, содержала имена тех, кто сколотил состояние на близости с Кремлем. Однако в последний момент некий «высокопоставленный чиновник» якобы заменил этот перечень на то, что СМИ шутливо назвали «копипастом».
Промежуточную версию выдвинул сам Минфин США: при составлении доклада действительно использовался список Forbes и сайт Кремля, но у документа есть «секретная часть», составленная после кропотливого анализа. Раскрывать попавшие в него фамилии американские власти не хотят — фигуранты могут спрятать активы. Оценить результаты работы специалистов по России, возможно, не удастся никогда: факт попадания в обе части списка не означает, что санкции будут введены в реальности.
Фото: Getty Images