Энтузиасты приучают россиян к раздельному сбору бытовых отходов

РБКJamiyat

«Уберизаторы» мусора

Энтузиасты приучают россиян к раздельному сбору бытовых отходов

Текст: Ирина Юзбекова
Фото: Ирина Белоносова для РБК

Пока государство пробует «обелить» мусорный рынок через реформу «сверху», в стране растет число энтузиастов, которые «снизу» пытаются приучить жителей городов к раздельному сбору бытовых отходов — ключевой потребительской привычке в комплексе целей зеленой экономики. Журнал РБК узнал у основателей проектов-первопроходцев, какие модели они внедряют и реально ли заработать на экологически ответственных россиянах.

Uber для мусора

Проект: Sborbox
Концепция: Вывоз мусора из квартир
Место: Москва
Основатели: Андрей Сычев, Михаил Морозов
Инвестиции: $1 млн

Сервис Sborbox — пионер внедрения бизнес-модели экономики совместного потребления (sharing economy) в мусорной индустрии. Проект придумали в 2018 году предприниматели Андрей Сычев и Михаил Морозов. Название взяли из общего профессионального прошлого — партнеры, знакомые около десяти лет, когда-то вместе работали на спортивном медиапортале Sportbox.ru (входит в холдинг «Матч!»). В новую для обоих сферу первым занесло Сычева — он стал сотрудником оператора по перевозке твердых бытовых отходов «Город99» и придумал модель «Uber для мусора», а затем позвал присоединиться к проекту бывшего коллегу.

Суть концепции Sborbox — создание сети специалистов по сбору нескольких видов отходов из квартир (сборщиков). Сборщики, по замыслу Сычева и Морозова, должны стать посредниками между населением и компаниями, заинтересованными во вторсырье. Рекрутируются специалисты в основном из числа дворников — сервис обещает им дополнительный доход до 20 тыс. руб. в месяц. Чтобы заработать эти деньги, сборщик должен регулярно забирать из оговоренного места в подъезде вынесенные жильцами — участниками проекта пакеты с вторсырьем — макулатурой, пластиковыми (ПЭТ) бутылками, алюминиевыми и консервными банками. По словам основателей Sborbox, у сервиса уже более 200 партнеров-сборщиков. Часть из них получают на дополнительную работу разрешение от управляющей компании, обслуживающей тот или иной дом, рассказывают предприниматели.

Пользователи Sborbox могут связаться со сборщиком или оставить заявку на появление сборщика в своем подъезде через одноименное мобильное приложение. Совокупная аудитория сервиса — несколько тысяч человек, а доступен он около 100 тыс. человек, уточняют Сычев и Морозов. В приложении есть функция уведомления сборщика о выставлении мусора в подъезд. После ее активации сборщик собирает пакеты, сортирует вторсырье и в собственном интерфейсе создает заявку на продажу отходов. В феврале 2019 года с помощью Sborbox было собрано 30 т вторсырья, говорит Морозов.

Следующий участник цепочки — перевозчик. Сейчас со Sborbox сотрудничают несколько частных перевозчиков и одна транспортная компания, которую создатели не называют. Ее грузовики покупают вторсырье у сборщиков и перепродают его переработчикам. В приложении можно узнать, где находится ближайший пункт приема того или иного вида вторсырья.

Sborbox уже привлек именитого инвестора — $1 млн в течение полутора лет в стартап согласился вложить Equity Algorithm, венчурный фонд бывшего заместителя руководителя медиахолдинга ВГТРК Дмитрия Медникова (ВГТРК — эксвладелец Sportbox.ru). Equity Algorithm также должен подыскать проекту стратегического партнера, рассказал Медников журналу РБК. «Переработка отходов — один из самых быстрорастущих сегментов в мире, он будет только развиваться», — объяснил Медников логику инвестиции.

Cервис работает бесплатно, но рассматривает несколько моделей монетизации, говорит Морозов. Одна из идей — взимание комиссии с участников цепочки оборота вторсырья, прежде всего с перевозчиков. «Мы собираемся масштабировать бизнес и подключать больше домохозяйств, в идеале — всех», — делится планами сооснователь Sborbox.

А пока проект может похвастаться высоким уровнем лояльности аудитории: 95–97% пользователей, которые скачивают приложение, остаются его клиентами, радуется Медников.

Пользователи должны оставить заявку на сайте проекта. После этого к ним приедет сборщик мусора и на своем автомобиле вывезет отходы на сортировочную станцию.

Такси для пластика

Проект: «Экотакси»
Концепция: Транспортировка мусора частными водителями
Место: Челябинск, Волгоград, Москва
Основатель: Дмитрий Закарлюкин
Инвестиции: до 100 тыс. руб.

По другой модели работы с отходами пошел предприниматель Дмитрий Закарлюкин. До 2012 года он работал в сфере рекламы и маркетинга. Однажды друзья предложили организовать волонтерскую уборку на берегах озер в родном Челябинске — так он увлекся темой защиты окружающей среды, а спустя год решил превратить увлечение в бизнес. Сервис Закарлюкина «Экотакси» посредничает между населением и заводами-переработчиками, зарабатывая на комиссии за вывоз сортированных отходов.

Пользователи должны оставить заявку на сайте проекта. После этого к ним приедет сборщик мусора и на своем автомобиле вывезет отходы на сортировочную станцию. Первым оператором и водителем «Экотакси» в 2013 году был сам Закарлюкин — сначала он оплачивал и развитие сайта, и топливные расходы. Однако со временем обслуживание машины легло на плечи пользователей — для физлиц выезд «Экотакси» в Челябинске сегодня стоит 200 руб., для юрлиц — 300 руб. Совокупные инвестиции на запуск сервиса ограничиваются 100 тыс. руб. «Это небольшие деньги», — оценивает Закарлюкин.

Модель оказалась востребованной. Сначала «Экотакси» собирало три вида отходов — ПЭТ-бутылки, макулатуру и стекло (дальше собранное сырье отвозится на переработку). Однако основатель проекта заметил у аудитории стойкий интерес к утилизации батареек. На одном из экологических форумов Закарлюкин поделился наблюдением с владельцем и директором челябинского завода «Мегаполисресурс» Владимиром Мацюком (и так способствовал появлению на Урале первого в стране предприятия по переработке батареек.

Парк «Экотакси» в Челябинске со временем вырос до четырех автомобилей. В основном это минифургоны, говорит Закарлюкин. Остальные водители работают по франшизе — основатель обучает партнеров, а взамен берет 25% от их прибыли. «В партнеры много кто просится, но в основном экоактивисты-мечтатели, которые не способны поднять проект. Поэтому я не на все франшизные заявки отвечаю положительно», — делится основатель компании. Аудитория «Экотакси» в Челябинске — около 2 тыс. пользователей.

В 2018 году сервис начал региональную экспансию — партнеры проекта появились в Волгограде, Перми, Санкт-Петербурге и Москве. Во всех городах пока работает по одной машине. Стоимость разнится: если в Перми и Волгограде выезд «Экотакси» стоит столько же, сколько в Челябинске, то в Петербурге услуга стоит 400 руб. для граждан и 600 руб. для компаний, а в Москве — рекордные 1000 руб. (для всех категорий клиентов).

Столичные расценки Закарлюкин называет «вынужденной мерой из-за особенностей логистики»: «Экотакси» становится элитной услугой. Им пользуются те, у кого есть деньги и кто сознательно не хочет отправлять отходы в Ярославскую область».

Курьер для вещей

Проект: «Собиратор»
Концепция: Сбор отходов и вещей для благотворительности
Место: Москва
Основатель: Валерия Коростелева, Леонид Синицын
Инвестиции: 400–600 тыс. руб. в месяц

Основатели «Собиратора» Валерия Коростелева и Леонид Синицын еще в 2014 году начали поддерживать тему ответственного потребления — ради этого они даже организовали общественное экологическое движение «Раздельный сбор». Новый проект активисты запустили в сентябре 2018 года. «Собиратор» — социальный сервис по сбору вторсырья на переработку, а также вещей для благотворительных фондов и приютов для животных.

Житель Москвы может заказать на сайте проекта курьера, который приедет на машине и заберет отходы по любому адресу в пределах МКАД. За день автомобиль может объехать 25 адресов. За месяц компания отрабатывает 500–650 бесплатных заявок. «Иногда люди объединяются с соседями и друзьями. Мы не работали в новогодние праздники, а сразу после этого получили сто заявок», — рассказывает Коростелева.

График бесплатной машины расписан на несколько месяцев вперед. Собранные вещи автомобиль отвозит на склад, где активисты «Собиратора» распределяют их для предприятий по переработке и благотворительных фондов, а потом развозят по нужным адресам. У проекта есть и пункт приема, куда пользователи сами могут привозить вещи.

«Собиратор» принимает макулатуру, стекло, металл, тетрапак, некоторые виды полиэтилена, электронику, аккумуляторы от портативной техники, одежду, обувь, игрушки и другие отходы. В 2012 году Коростелева уже запускала прототип «Собиратора» — карту попутчиков, которые по дороге в пункт приема вторсырья могли забрать отходы у других людей. «Тогда было мало пунктов приема, и через всю Москву редко кто ездил сдавать отходы», — вспоминает она.

Окупить проект за счет продажи вторсырья невозможно и сегодня. Работа «Собиратора» обходится в 400–600 тыс. руб. в месяц, деньги идут на аренду двух складов, автомобиля, топливо и другие цели. Несколько сотен тысяч рублей удается получить за счет продажи вторсырья и пожертвований, остальное покрывают вложения основателей. «Собиратор» не берет денег с жителей Москвы, чтобы «как можно больше людей участвовали в проекте и формировали новые привычки», объясняет Коростелева.

Месяц назад компания также запустила экотакси — платный сервис по вывозу вторсырья. Автомобиль можно заказать за 1 тыс. руб. в пределах МКАД и за 1,5 тыс. руб. для поездки в область. В первый месяц работы у этого направления появилось 150 клиентов, и их число растет, заключает Коростелева.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Способность быстро получать новые знания более ценна, чем сами знания» «Способность быстро получать новые знания более ценна, чем сами знания»

Визионеры мира рассуждают о перспективах образования и профессиях будущего

РБК
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Перекрестье чувств Перекрестье чувств

Разбираемся, что такое синестезия – загадочная способность к смешению чувств

Вокруг света
Под покровительством Ньёрда Под покровительством Ньёрда

Какой Njörd 30 Cabin во время теста? Об этом бренде пока знают немногие

Y Magazine
Ныряющий «воробей» Ныряющий «воробей»

Почему необычную птаху, проводящую часть жизни под водой, назвали оляпкой?

Наука и жизнь
«Всё необходимое для карри» «Всё необходимое для карри»

Как в Британии появились блюда с приправой карри

Наука и жизнь
Эволюция агрохолдингов Эволюция агрохолдингов

Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени

Агроинвестор
Палитра вкусов Палитра вкусов

Гастрономический туризм в Японии – особое времяпрепровождение

Вокруг света
Низкие цены сдержали рост экспорта Низкие цены сдержали рост экспорта

В натуральном выражении поставки продукции АПК увеличились

Агроинвестор
Звуковое сопровождение Звуковое сопровождение

«Голос моря», стоячие волны, поющие пески, шепчущие стены и эхо

Вокруг света
Тайна единорога Тайна единорога

«Дама с единорогом»: почему чувств пять, а гобеленов, посвященных им, – шесть?

Вокруг света
Маленькая выставка большого художника Маленькая выставка большого художника

Почему выставка «Алексей Моргунов. Среди первых» не только о конкретном авторе

Наука и жизнь
История необычного гибрида спиреи: от сада XIX века до природных популяций История необычного гибрида спиреи: от сада XIX века до природных популяций

История гибрида, обнаруженного в природе спустя столетие после его создания

Наука и жизнь
Про лукавые орхидеи и цветочное царство Про лукавые орхидеи и цветочное царство

Какие уловки придумали растения для привлечения представителей животного царства

Наука и жизнь
Светлый ум Светлый ум

Первый в истории итальянской верфи Rossinavi катамаран

Y Magazine
Вода королевы Вода королевы

О некоторых удивительных ароматах и ингредиентах раньше сочиняли легенды

Вокруг света
«Я художник, я так вижу» «Я художник, я так вижу»

Зачем первопроходцы брали на борт профессиональных художников?

Вокруг света
Princess S80. Чæстное мнение Princess S80. Чæстное мнение

Экстерьер, компоновка, отделка интерьера и ходовые качества Princess S80

Y Magazine
Британская жемчужина Британская жемчужина

О яхте Pearl 82 без пафосных слов

Y Magazine
Рыбная отрасль на спаде Рыбная отрасль на спаде

Как рыбный сегмент завершил 2024 год и чего ожидать в 2025-м

Агроинвестор
Акцент на разумную бережливость Акцент на разумную бережливость

Торговые сети приспосабливаются к изменению потребительского поведения

Агроинвестор
Зерновые не стали доходнее Зерновые не стали доходнее

Итоги зерновой отрасли первой половины сезона 2024/25

Агроинвестор
Спать надо всем Спать надо всем

Почему важно изучать сон водных млекопитающих?

Наука и жизнь
Разноцветные «снежки» Разноцветные «снежки»

Пухлые белоснежные ягоды этого кустарника, напоминающие снежки, знакомы многим

Наука и жизнь
В будущее — на лодке из полиэтилена В будущее — на лодке из полиэтилена

Мне кажется, что будущее судостроения — это осознанное отношение к экологии

Y Magazine
Аx, белый теплоход… Аx, белый теплоход…

Astondoa Ax8 — моторная яхта-кроссовер из стеклопластика

Y Magazine
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в научной фантастике появился сюжет о затерянных мирах

Наука и жизнь
Полный литий Полный литий

Есть ли способы продлить жизнь литиевому аккумулятору в мобильном телефоне?

Наука и жизнь
Открыть в приложении