Как биопринтинг повлияет на наше будущее

РБКHi-Tech

Юсеф Хесуани: «Скоро все будут печатать продукты на домашнем фуд-принтере»

Одна из самых перспективных технологий ближайших десятилетий — трехмерная печать на основе живых клеток. О том, как биопринтинг позволит нам создавать новые продукты, сделает доступнее трансплантацию органов и насколько безопасной будет эта технология, «РБК Трендам» рассказал директор компании 3D Bioprinting Solutions Юсеф Хесуани

Беседовала Дина Вагапова

Юсеф Хесуани, ученый-биолог и бизнесмен, изучающий стволовые клетки человека и животных. В 2013 году вместе с партнерами основал лабораторию 3D Bioprinting Solutions, которая разрабатывает принтеры трехмерной печати. С помощью этих устройств на основе клеточного материала воспроизводятся органы и ткани, а также пищевые продукты.

Клетки в законе, или как печатают органы и ткани

РБК: В 2016 году в интервью «РБК Стиль» вы сказали, что трансплантация органов и тканей, напечатанных на принтере, «даст человеку время» и может привести к изменениям в обществе. По прошествии шести лет можете ли вы описать мир, где уже используется 3D-биопринтер?

Ю.Х.: Продолжительность жизни растет: в развитых странах она достигла более 80 лет, хотя в начале прошлого века составляла порядка 50. На это в первую очередь повлияли открытия в области медицины: антибиотики, новые приемы в акушерстве и гинекологии. Мы надеемся, что биопринтинг и регенеративная медицина в целом станут еще одной технологией, которая увеличивает продолжительность жизни и ее качество.

Так, в ОАЭ два года назад человеку с долго не заживавшей язвой пересадили тканеинженерную конструкцию кожи, напечатанную из его собственных клеток. Увеличила ли продолжительность его жизни эта операция, вопрос дискуссионный, но она точно улучшила качество его жизни.

Если говорить об изменениях в обществе, то сегодня, например, в Америке каждые 17 минут умирает человек, не дождавшись органа для трансплантации. В Китае больше полутора миллионов человек стоят в листе ожидания на получение органов. Миллионы людей, которым необходимы доноры, по сути, ждут смерти других, причем желательно, чтобы те были помоложе и умерли побыстрее.

Об этом не принято говорить, но есть черный рынок трансплантации органов. На нем одни люди платят деньги за собственное время, а другие зарабатывают, передавая свои органы. Мы надеемся, что с развитием регенеративной медицины клеточных технологий общество уйдет от таких вещей.

РБК: Возможно ли воспроизводить на принтере жидкие ткани — например, кровь?

Ю.Х.: Может ли принтер печатать жидкость? Да, безусловно. Например, струйные принтеры работают с жидкими субстанциями, но не чтобы получать сложные трехмерные объекты. Для жидких субстанций подходит скорее использование системы биореактора. Биопринтеры сегодня больше направлены на печать мягких тканей.

РБК: Насколько велика вероятность появления мутаций в напечатанных органах?

Ю.Х.: Мутация происходит в самих клетках, поэтому вероятность зависит от каждого конкретного случая. Например, когда мы берем нормальные клетки кожи у пациента и печатаем ими, риск мутации низкий. Если взять клетки печени у пациента, страдающего, например, опухолевыми заболеваниями, безусловно, риск мутации в клетках, используемых для печати, повышается.

РБК: Возможно ли с помощью биопринтинга восстановить потерянную конечность?

Ю.Х.: Мнения ученых разделяются, но мне представляется, что печать целых конечностей пока невозможна. Это разные виды тканей и взаимодействия между ними. Мы на научных конференциях иногда слышим, что в будущем такое возможно, но я лично даю сдержанные прогнозы.

РБК: Раньше вы говорили, что одна из проблем при внедрении биопринтинга в массы — сертификация. В чем именно состоит сложность?

Ю.Х.: В биопринтинге нужно пройти сертификацию не только самого прибора. Его можно сертифицировать как медицинское изделие по четким стандартам. Гель тоже необходимо зарегистрировать, провести доклинические и клинические испытания в качестве материала, который внедряется в тело пациента.

В России главная сложность — регистрация биомедицинского клеточного продукта, то есть манипуляций с клетками. На мой взгляд, у нас слишком жесткое законодательство с точки зрения применения клеточных технологий. В других странах (Южная Корея, Австралия, Израиль, Япония) клеточные технологии активно развиваются в том числе благодаря законодательству, лояльному к таким методам.

Игра с кальмаром, или как печатают продукты

РБК: В одном из московских ресторанов вы готовили кальмара на основе фасоли и морских водорослей, повторив вкус настоящего кальмара. Ресторан все еще использует эту технологию?

Ю.Х:. Я хочу сделать сноску, чтобы не было путаницы в терминологии. Есть фуд-биопринтинг, когда мы используем живые клетки в процессе печати. Есть фуд-принтинг, когда живые клетки не используются. Кальмар — это классический фуд-принтинг: мы печатали его из фасолевой пасты с добавлением водорослей и соленой воды, чтобы повторить вкус морепродукта.

Блюдо вошло в топ-3 наиболее заказываемых в ресторане. Оно есть в разных вариациях — например, когда напечатанный кальмар подается с кальмаром морским, чтобы попробовать их в одной тарелке.

РБК: Становятся ли методы фуд-принтинга дешевле?

Ю.Х.: Да, безусловно. Даже в России технология фуд-принтинга переходит из ресторанов в ретейл и становится массовой. А, как известно, чем больше масштабируется технология, тем доступнее она становится. Если первые фуд-принтеры стоили примерно €5–10 тыс., то современные могут сравниться по цене с кофемашинами и становятся доступными не только ресторанам, но и для использования дома.

Цена зависит от пасты и вкусов, но принтинг на нее не влияет. Сейчас фуд-принтеры стоят порядка 100–120 тыс. руб. Мы надеемся в ближайшее время увидеть снижение еще на 30–50%.

РБК: Одно из направлений фуд-принтинга — печать мясных продуктов, которая сократит объемы животноводства. А есть ли смысл печатать растительные продукты? Насколько это дешевле, экологичнее, чем выращивать их?

Ю.Х.: В любом случае мы используем уже выращенные культуры и с помощью принтинга придаем им форм-фактор. Это используется в двух направлениях. Первое — создание определенных органолептических свойств: вкуса, запаха, вида. Тогда мы из растительных компонентов печатаем подобие мышечных волокон и воссоздаем свойства мясных продуктов.

Второе направление — это скорее детская история. Например, ребенок не любит брокколи или морскую капусту, но родители хотят, чтобы он ел овощи. Печатая из них геометрические фигуры, каких-то персонажей, мы создаем процесс геймификации: вовлекаем детей в игровой процесс приготовления и употребления этих продуктов.

РБК: Отличаются ли продукты, созданные на принтере, от привычных нам по содержанию витаминов и микроэлементов?

Ю.Х.: Кальмар из фасолевой пасты по микроэлементам как фасоль, а не как морепродукт. Фуд-принтинг позволяет дозировать микроэлементы в нужном количестве: добавлять их в фасоль столько, чтобы она по составу была как кальмар.

Можно делать суперфуды, содержащие дневную норму цинка, кальция, магния. Сейчас есть неинвазивные методы диагностики: вы светите на ногтевую пластину специальным прибором, и он выдает референсы микроэлементов, т.е. не показывает конкретное количество элемента, но сообщает, насколько его содержание больше или меньше нормы. Исходя из этого, вы в режиме реального времени добавляете микроэлементы в пасту и печатаете себе суперфуды.

РБК: Можно ли регулировать калорийность?

Ю.Х.: Это зависит не от процесса печати, а от материала. Я знаю разработки, когда в мясо добавляют жировые клетки для передачи вкусовых качеств и калорийности.

Есть попытки добавлять вещества, связывающие жир, чтобы мясо было сочным и жирным на вкус, но при этом жир не всасывался. Это снижает калорийность блюда. Разработки ведутся, но при приготовлении продуктов для себя можно контролировать все: от микроэлементов до калорий и вкуса.

РБК: Возможно ли создавать принципиально новые вкусы, сочетания, текстуры продуктов?

Ю.Х.: Один из забавных концептов, который нам попадался, — коровья икра. Представьте, что вы берете клетки коровы и добавляете их в альгинатные шарики. Получается икра, но со вкусом не рыбы, а мяса.

Есть гибридная технология — печать растительных волокон с нанесением на них клеток. Это позволяет, как шутят ученые, печатать мясо с гарниром. Мы печатаем волокна из растительной основы: соевого, фасолевого, подсолнечного белка. Добавляем туда другие клетки, и вкус основы остается. Получается ароматный продукт.

Деликатес из красной книги, или космические перспективы биопринтинга

РБК: Насколько безопасна еда, напечатанная на 3D-принтере?

Ю.Х.: В фуд-принтинге качество продукта зависит от пасты. Сам принтинг на это не влияет, но есть разные способы получения клеточных продуктов. Первый подход — добавление растительных ростовых факторов, помогающих клеткам активнее делиться за счет усиленного питания.

Второй подход — генетическая манипуляция с клетками для быстрого деления. Эти продукты будут на 100% отнесены к ГМО, и ряд рынков, например европейский, для них недоступен. Генетическая манипуляция в итоге станет дешевле, чем добавление факторов роста. Но такой подход должен доказать свою безопасность, что клетки не несут генетических поломок.

В целом эти работы контролируются соответствующими ведомствами. Технология, которая не докажет свою биобезопасность, в принципе не будет допущена на рынок.

РБК: Начали ли обычные люди доверять таким продуктам?

Ю.Х.: Мы знаем, что классические методы тоже имеют ряд рисков генетических манипуляций: добавление антибиотиков, гормонов роста. Когда люди взвешивают разные подходы, то понимают, что у клеточного метода есть четко регулируемые лабораторные правила.

Многие задаются вопросами экологии, карбонового следа, его влияния на планету. Клеточные технологии позволяют снизить этот след.

Я видел интересные исследования: когда люди понимают, что так можно не наносить вред животным, они готовы пробовать даже клетки из собак, кошек, потому что животных для этого мучить не будут. Или они готовы попробовать редкие сорта рыбы или мяса животных из Красной книги, которые не хочется есть из этических соображений. Здесь скорее идет расширение линейки возможных продуктов.

РБК: Одно из направлений фуд-принтинга — создание еды для космонавтов. Насколько сейчас оно продвинулось?

Ю.Х.: Космонавты пользуются биопринтером для печати еды, но не для себя, а чтобы отправлять эти образцы на Землю, мы их здесь анализируем.

Мы бы хотели сделать фуд-принтер именно для космонавтов. Они проводят много времени в замкнутом пространстве, и им важно разнообразие в еде: вкусы, формы, способы приготовления, восполнение микроэлементов.

Фуд-принтер в космосе — непростая вещь. Почти любой метод подразумевает послойную печать: каждый следующий слой давит на Земле на предыдущий под действием силы тяжести. В космосе ее нет, поэтому материалы должны быстро выдавливаться и застывать. Вы печатаете слой, он поднимается из-за микрогравитации, и нужно быстро его закрыть. Материал должен полимеризоваться, то есть стать плотным. Мы уже ведем работу в этом направлении.

Фото: Андрей Любимов для РБК

При участии агентства «Сделаем».

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Расчеты на будущее Расчеты на будущее

Какие новые технологии вычислений придут на смену классическим компьютерам

РБК
Растительная революция: почему новое поколение выбирает «гамбургер с грядки» Растительная революция: почему новое поколение выбирает «гамбургер с грядки»

Как меняются модели потребления мясных продуктов у разных поколений

РБК
Квартальный отчет Квартальный отчет

Новая жизнь кипит в Квартале церкви Трех Святителей

Seasons of life
Открытый свету Открытый свету

Небольшой садовый домик с летней террасой

Идеи Вашего Дома
Детская непосредственность Детская непосредственность

Почему роспись нового храма в Морозовской больнице не доведена до конца

Forbes
Осторожно: амфибии! Осторожно: амфибии!

Наступает весна, тысячи жаб, лягушек и тритонов отправляются на нерест в водоёмы

Наука и жизнь
Остановись, мгновенье Остановись, мгновенье

Спустя 2500 лет атлет остается одним из самых мощных образов в истории искусства

Вокруг света
3 рецепта иранской кухни для Новруза 3 рецепта иранской кухни для Новруза

Помимо раскрашенных яйц на стол ставят мясные блюда и обязательно плов

Вокруг света
Экологический барьер Экологический барьер

Новые правила по утилизации упаковки несут риски для аграрного сектора

Агроинвестор
Вести из лабораторий Вести из лабораторий

Важнейший этап геологоразведки — изучение состава руд и рудных материалов

Наука и жизнь
Андрей Тютюшев: «Желания кого-то обгонять нет, важнее эффективность» Андрей Тютюшев: «Желания кого-то обгонять нет, важнее эффективность»

Андрей Тютюшев — о развитии «Сибагро», возникающих сложностях и их преодолении

Агроинвестор
Вкус русского литературного языка Вкус русского литературного языка

Правильно ли мы говорим по-русски? Динамика языковых норм

Наука
Фантастический сюжет Фантастический сюжет

Кем стал никогда не бросавший пера Проспер Мериме?

Наука и жизнь
Краски для жизни Краски для жизни

Минимальное вмешательство в планировку плюс творческий взгляд на палитру

Идеи Вашего Дома
Шедевр русской кухни Шедевр русской кухни

Ржаной хлеб прочно вошёл в домашний обиход наших соотечественников

Наука и жизнь
Картины мира в стихах слепоглухонемого поэта Картины мира в стихах слепоглухонемого поэта

Какие языковые средства подбирает поэт, которому не дано видеть и слышать?

Наука
Зачем животным математика? Зачем животным математика?

Умение считать — доступно ли оно животным и нужно ли им это вообще?

Наука и жизнь
Что красит камень? Что красит камень?

Что делает рубин красным, изумруд — зелёным, а аметист — фиолетовым?

Наука и жизнь
Одиночество и как с ним справиться? Одиночество и как с ним справиться?

Почему подростки испытывают одиночество?

ПУСК
Прибыльный лосось Прибыльный лосось

Аквакультура может стать основным драйвером развития рыбной отрасли страны

Агроинвестор
Современное ар деко Современное ар деко

Стиль ар деко сейчас уже иной, и его эстетика учитывает актуальные тенденции

Идеи Вашего Дома
Зона комфорта Зона комфорта

Хорошо спланированные помещения создают образ комфортного и гостеприимного дома

Идеи Вашего Дома
Сергей Бескоровайный: «Виноделие — это процесс эмпирический» Сергей Бескоровайный: «Виноделие — это процесс эмпирический»

Основатель винодельни «Бельбек» об избытке государственного регулирования

Forbes
Свадебная революция Свадебная революция

Как финансовый менеджер из России строит бизнес на американских молодоженах

Forbes
Десять лет спустя Десять лет спустя

Квартира Елены Вайнштейн почти не изменилась, но приросла вторым этажом

AD
Сардана Авксентьева: «Если голоса женщин не слышны, кто их озвучит, если не мы?» Сардана Авксентьева: «Если голоса женщин не слышны, кто их озвучит, если не мы?»

О гендерной повестке во власти и политической карьере женщины в России

Forbes Woman
В рабочем режиме В рабочем режиме

Когда-то в стенах этого особняка в центре Москвы танцевал на балах сам Пушкин

AD
Музей Соломона Гуггенхайма Музей Соломона Гуггенхайма

Здание нового музея должно было стать столь же нетривиальным, как и экспозиция

AD
«Далеко опередил свое научное время» «Далеко опередил свое научное время»

Что значит Юрий Лотман для России, а Россия для Лотмана?

Наука
Семейное древо Семейное древо

Как работает профессиональная преемственность в современных семьях

Forbes Woman
Открыть в приложении