Антон Аликов: «В метавселенную мигрируют экономика, культура, образование и даже спорт»
Метавселенная стремительно становится горячей инвестиционной темой. Генеральный партнер инвесткомпании Arctic Ventures Антон Аликов рассказал РБК о том, рискованно ли вкладывать деньги в только зарождающееся явление и когда человечество может оказаться в компьютерной матрице
РБК: Сегодня все говорят про метавселенную. С чем связано повальное увлечение этой темой и зачем нам нужны такие пространства виртуальной реальности?
А.А.: Практически все крупные технологические компании одна за другой заявляют, что начинают разрабатывать свои метавселенные, программное либо аппаратное обеспечение для них. Инвесторы анализируют, во что стоит вкладываться сейчас, а какие направления еще подождут. И даже последние крупные сделки слияний и поглощений не обошли эту тему: начало 2022 года ознаменовалось покупкой Microsoft компании Activision Blizzard — одного из крупнейших и старейших разработчиков компьютерных игр.
Ключевым моментом в истории метавселенной как полноценной инвестиционной и бизнес-идеи можно считать громкое переименование Марком Цукербергом своей компании Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) в Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Platforms, которое произошло в октябре 2021 года. Именно тогда широкая общественность познакомилась с термином «метавселенная». Сейчас, например, онлайн-игра в виртуальной реальности Horizon Worlds от Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) уже доступна пользователям в США и Канаде.
Увлечение метавселенной может быть объяснено рядом причин.
- Пандемия COVID-19 создала колоссальный общественный запрос на кибервзаимодействие больших масс людей.
- Из-за непрекращающейся негативной доходности по многим традиционным инструментам на венчурные рынки в последние годы заходят рекордные объемы свободного капитала для финансирования самых фантастических проектов.
- Традиционные социальные сети начали испытывать серьезную критику и вынуждены меняться.
- Гейминговые технологии развились до таких высот, что начали обеспечивать иные функции, например проведение концертов в онлайн-формате.
« Издание The New York Times определяет метавселенную как слияние двух идей — виртуальной реальности и цифровой второй жизни. Сам термин «метавселенная» был введен писателемфантастом Нилом Стивенсоном в романе 1992 года «Лавина». В нем он описал всемирное киберпространство, в котором люди взаимодействуют друг с другом с помощью цифровых аватаров»
РБК: Есть ли четкое и понятное определение метавселенной?
А.А.: Дать определение пока непросто, ведь это явление еще только формируется и активно изменяется. Так что четкого официального определения у него пока нет.
Хорошим вариантом определения может быть формулировка фонда Grayscale Investments, поскольку она покрывает все важные аспекты. Вольный перевод звучит так:
«Метавселенная — это совокупность взаимосвязанных 3D-виртуальных миров, где люди, находящиеся физически где угодно, могут общаться в режиме реального времени и формировать интернет-экономику, охватывающую цифровой и физический миры».
РБК: Какие технологии лежат в основе метавселенной? И по какой экономической модели она будет строиться?
А.А.: Интернет как цифровой мир, объединяющий людей, прошел в своем развитии через три парадигмы:
- Web 1.0 дал нам возможность пассивного просмотра текстов и изображений через интернет-браузеры.
- Web 2.0 к чтению добавил интерактивность (например, создание и распространение собственного контента, социальные сети).
- Web 3.0 добавит ко всему этому элементы децентрализованной блокчейн-экономики.
Полностью раскрыть экономический потенциал Web 3.0 поможет трехмерная визуализация, потому что 3D-объекты нам куда более привычны, поэтому заплатить за такой предмет будет проще. Таким образом, можно говорить, что метавселенная является визуальным представлением Web 3.0.
Но важнейшей частью метавселенной будет не трехмерная визуализация, а элемент децентрализованной экономики, работающей на блокчейн-технологиях. Именно такие технологии, по мнению аналитиков Goldman Sachs, будут фундаментом Web 3.0. Они дают возможность пользователям безопасно фиксировать права собственности в виртуальном, а потом и физическом мирах, а также автоматически производить транзакции через смарт-контракты.
Блокчейн-технологии, помимо этого, являются основой для криптовалют и криптоактивов, поэтому все эти цифровые сущности также будут важными компонентами метавселенной.
Кроме экономического аспекта эксперты также выделяют такие свойства метавселенной, как бесконечное существование (единожды запущенная, она никогда не сбрасывается и не приостанавливает работу) и безграничность аудитории (нет пределов на число пользователей, любой человек всегда может подключиться и функционировать в метавселенной). Сначала кибервселенных будет много, они уже создаются крупными игроками рынка технологий, но со временем они будут объединяться в единый цифровой 3D-континуум.
РБК: Ориентируются ли разработчики метавселенных на индустрию гейминга или же это что-то принципиально новое?
А.А.: Авангардом применения элементов метавселенной действительно была и остается индустрия гейминга. Шлемы виртуальной реальности начали использоваться для гейминга еще в начале 1990-х годов. И уже тогда в играх был реализован многопользовательский режим, как, например, в Doom II.
Гейминг, как и интернет, прошел трехстадийную эволюцию — от концепции pay-to-play (монетизация игр через их продажу) к концепции free-to-play (сами игры почти бесплатны, но монетизируются через создание внутриигровой экономики цифровых активов) и затем к текущей концепции play-to-earn. Это совершенно новая парадигма, в ней игроки динамично участвуют в цифровой экономике, могут переносить артефакты и аватары между играми, собирать виртуальные предметы коллекционирования, создавать свои собственные игры, контролировать свой опыт и многое другое. Активное присутствие в играх позволяет зарабатывать, и немало. И это очень похоже на метавселенную.
Поэтому разумно предположить, что развитие метавселенной, скорее всего, будет опираться на текущие технологии гейминга. Эти технологии будут адаптированы и планомерно масштабированы на все виды деятельности человека, которые можно оцифровать. Вероятно, что первыми в метамиры уйдет общение через социальные сети и видеоконференции.
РБК: Можете ли вы дать практические советы по инвестированию в метавселенную и ее окрестности?
А.А.: Руководитель тематических исследований инвестиционного банка Jefferies Саймон Пауэлл считает, что сейчас инвесторы должны рассматривать метавселенную как ранний интернет конца 1980-х годов. Для ее функционирования потребуется специфическое аппаратное и программное обеспечение, объединенные в комплекс.
Поставщики оборудования
В первую очередь инвесторам следует сосредоточить внимание на поставщиках оборудования для метавселенных и инфраструктурных операторах. Можно предположить, что аппаратное обеспечение будет в значительной степени основываться на мощных графических процессорах и потребует очень надежной и быстрой передачи данных, так как объем генерируемого и передаваемого трафика будет гигантским.
Так, старший вице-президент Intel Раджа Кодури считает, что для устойчивых и иммерсивных вычислений, масштабируемых и доступных миллиардам людей в режиме реального времени, потребуется повышение вычислительной эффективности в тысячу раз по сравнению с сегодняшним уровнем техники.
Также участникам метавселенных будут необходимы гарнитуры для глаз и перчатки с обратной тактильной связью, которые скоро появятся. Далее будет необходим полный тактильный костюм.
Разработчики ПО
Также инвесторам надо сфокусироваться на разработчиках базового программного обеспечения для метавселенной. Вместе эти компоненты создадут полноценную функционирующую платформу. И наконец, затем можно будет финансировать множество разработчиков, которые будут трудиться внутри этой платформы и решать различные специфические задачи.
Пока развитие таких платформ находится в начальных фазах. Тысячекратное увеличение вычислительных мощностей компьютерных систем — это вопрос пяти–десяти лет. Например, компания Baidu заявила, что для создания собственной полноценной метавселенной ей потребуется шесть лет. Вероятно, придется подождать и полноценного развертывания мобильной связи шестого поколения.
Публичные компании
Уже сейчас экспозицию на метавселенную можно сформировать из публичных бумаг. Помимо Meta (бывшего Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)), аналитики рекомендуют обратить внимание на Microsoft, Unity Software, Roblox, Amazon.com, Autodesk, Matterport, NVIDIA, AMD, Alibaba, Baidu.
В Канаде уже торгуется биржевой фонд Horizons Global Metaverse Index ETF (MTAV). Недавно и американская инвестиционная фирма ProShares подала заявку на регистрацию биржевого торгуемого фонда, также ориентированного на метавселенную, — фонд будет называться ProShares Metaverse Theme ETF. Оба фонда будут отслеживать индекс Solactive Global Metaverse Index (SOMETAV), который включает в себя многие из вышеупомянутых публичных имен.
Стартапы
Разумеется, лучшие инвестиционные возможности пока спрятаны в недрах малых частных компаний (например, Render Network или Graphcore), и розничному инвестору они недоступны.
РБК: Какие существуют риски при инвестировании в метавселенные?
А.А.: Многие из таких рисков сложно конфигурируемые. Огромные объемы вычислений, необходимые для функционирования подобных платформ, потребуют соответствующего количества энергии, желательно зеленой. А иначе метавселенные столкнутся с волной критики за несоблюдение углеродной нейтральности. Если этот вопрос останется нерешенным, крупные инвесторы могут утратить интерес, например, из-за репутационных или политических рисков.
Также пока неясно, сумеет ли общество построить реально децентрализованное киберпространство по образу Decentraland либо же в нем будет доминировать ряд крупных игроков, как это сейчас происходит, например, с социальными сетями, где крупные компании откровенно преследуют свою повестку, де-факто цензурируют контент и регулируют доступ пользователей в Сети. Достаточно вспомнить, как операторы крупнейших соцсетей поступили с Дональдом Трампом. Именно за неспособность стать нейтральными и объединяющими для всех соцсети все чаще подвергаются критике.
Вопросы приватности и кибербезопасности приобретут в метамировых проектах особую важность, так как значительная часть жизни людей будет проходить уже именно там: туда мигрирует экономика, культура, образование, общественная жизнь, а может быть, и спорт. Риски получения хакерами контроля над таким континуумом могут быть неприемлемыми.
Болезненный вопрос госрегулирования пока остается за горизонтом, но он точно появится на радаре у инвесторов, если метавселенные станут набирать такую же популярность, как криптовалюты или соцсети. Правительства не смогут оставить без внимания такие важные объекты, ибо их влияние на общественную жизнь станет колоссальным, а это уже вопрос национальной безопасности. Кто-то считает даже, что следующая мировая война может произойти уже в киберпространстве.
Можно попытаться заглянуть еще дальше в будущее. Если парадигма Web 3.0 получит широкое распространение и метавселенные действительно станут неотъемлемой частью жизни человечества, то следующим этапом развития интернета (Web 4.0) может стать уже полноценная матрица, как в известной кинофраншизе. Футурологи считают, что это может произойти через 40–50 лет, когда станет возможным создание кибербиологических систем, то есть интернет получит элементы биологии. Но учитывая экспоненциальный характер развития технологий, это может произойти и раньше.
Фото: Андрей Любимов для РБК