Первая в Антарктиде
Почему в честь русского геолога Марии Клëновой назвали горы на Новой Земле.
Долгое время считалось, что Антарктиду могут покорить только мужчины. Но в 1956 году Мария Клëнова, советский морской геолог, доказала обратное. Дочь революционера, Мария с детства мечтала о Севере. Она сделала научную карьеру, стала доктором геолого-минералогических наук, а во время Великой Отечественной войны составляла по собственной методике карты морского дна для флота. После войны Клëнова выпустила первый учебник по геологии моря. Как геолог Клëнова приняла участие в десяти полярных плаваниях «Персея». Мария побывала в Карском, Белом, Баренцевом и Гренландском морях, на Новой Земле и Шпицбергене, видела Землю Франца-Иосифа. Когда она узнала, что, несмотря на все свои заслуги, не может отправиться в Антарктиду из-за пола, ученая бросила вызов системе.
До Клëновой женщинам изредка удавалось побывать в Антарктиде, но они ни разу не выступали в роли исследовательниц. Так, в 1947 году американки Дженни Дарлингтон и Эдит Ронн приехали на континент, чтобы помогать в быту своим мужьям. Дженни взяла на себя роль домохозяйки, а Эдит — пресс-секретаря. На большее они претендовать не могли. Клëнова была возмущена, что ее из-за пола не рассматривали в качестве участницы антарктической экспедиции: «Я не женщина, а профессор!» Сопротивление было сломлено — Клëнову включили в состав экспедиции на дизель-электроходе «Обь».
Тридцатого ноября 1955 года участники экспедиции отправились в путь из Калининградского порта. К началу января «Обь» подошла к берегам Антарктиды, а уже 13 февраля 1956 года была открыта первая советская антарктическая станция «Мирный». Из Антарктиды «Обь» отправилась в Новую Зеландию и Австралию. Советские ученые привлекли внимание местных СМИ, но в первую очередь всех интересовала Мария. В местной прессе ее назвали old sea dog. Мария Васильевна сначала обиделась, а потом узнала, что это английский аналог вполне почетного русского прозвища «морской волк».