Грибы мои снежные
В прежние годы, когда на землю ложился снег, даже самые упорные и заядлые грибники убирали корзины подальше с глаз. Грибной сезон был закрыт — у кого до весны, а у кого и до лета. Но ситуация меняется вместе с климатом, и теперь многие микологи-любители занимаются тихой охотой и зимой — собирают или же фотографируют морозостойкие грибы.
С непривычки странно видеть крепкие, сочные грибы, растущие прямо из снега или на свежих проталинах. В большинстве случаев это виды, которые появляются из-под наста в сильные оттепели. Как правило, они прекращают расти после первого ощутимого мороза, хотя надолго сохраняют свой здоровый вид. И лишь немногие грибы, отогревшись и отряхнувшись, снова идут в рост. Наилучший пример — зимние опята, или фламмулины бархатистоножковые.
Однако, есть и такие виды, которые прекрасно себя чувствуют под снежной шубой: одни пережидают под ней лютые морозы и погодные скачки, словно засыпая на несколько месяцев, а другие продолжают расти, используя маломальские потепления, чтобы весной выйти на свет уже вполне сформировавшимися плодовыми телами, способными к плодоношению. Большинство этих снеголюбцев относятся к аскомицетам, или сумчатым грибам.
И всё же я начну своё повествование не с них, а с довольно невзрачного, распростёртого по субстрату трутовика, который создаёт в лесу ощущение зимы ещё до первого снегопада. Речь идет об эксидиопсисе налитом (Exidiopsis effusa). Его причастность к возникновению легендарных «снежных волос» доказана в 2015 году группой немецких и швейцарских учёных. На разгадку их тайны ушёл почти целый век, ведь впервые феномен «ледяных волос» описал в 1918 году немецкий учёный Альфред Вегенер — создатель теории дрейфа материков.