Нереальные вечеринки
За что американцы и японцы полюбили «Zoom для тусовщиков».
Корреспондента Forbes выпускник МФТИ Алмас Абулхаиров встречает в просторном кабинете: фиолетого цвета стены, темно-коричневая мебель. В этом офисе нет ничего необычного, кроме одного — он не существует в реальности. Он часть виртуального пространства платформы SpatialChat, придуманной Абулхаировым с партнерами Владимиром Закоуловым, Романом Скважем, Андреем Грудкиным и Сергеем Алексеенко в 2018-м.
Основатели разрабатывали SpatialChat как аналог Zoom, в котором сами могли бы проводить онлайн-вечеринки, и поначалу не верили в его перспективы как бизнеса. Судьбу проекта изменила пандемия: 20 апреля 2020 года команда представила обновленный продукт на американской площадке для стартапов ProductHunt. В тот же день, по словам Абулхаирова, SpatialChat вошел в топ-3 продуктов на платформе. К концу 2020-го сервисом уже пользовались несколько десятков тысяч человек, за 2021 год проект вырос в шесть раз, нарастив выручку до $250 000 в месяц. Сегодня у платформы, по ее собственным данным, около 15 000 уникальных пользователей в день — в основном из США и Японии.
Как основателям SpatialChat удалось менее чем за два года построить успешный стартап на рынке, которым заправляют гиганты вроде Zoom, Cisco, Google и Microsoft?
Алмас Абулхаиров начинал карьеру во время учебы в МФТИ — в 2009-м он устроился аналитиком в инвестфонд ABRT Venture Fund. По его словам, в том же году он вел переговоры о сделке фонда с российским разработчиком игр для соцсетей Drimmi, созданным бывшим генеральным директором «Одноклассников» Никитой Шерманом. В конце 2009 года стороны согласовали раунд на $4 млн (его закрыли в январе 2010-го), Абулхаиров понял, что научился инвестированию, и теперь ему нужна «стартаперская движуха».Он ушел из фонда, а через несколько недель его пригласили аналитиком в Drimmi. «Я был восхищен способностью Алмаса жонглировать цифрами и разделываться с Excel-таблицами на уровне волшебника», — вспоминает Шерман.