«У владельцев есть искушение превратить компании в кеш-машину»
Почему Forbes выбрал первого вице-премьера Правительства РФ Андрея Белоусова регулятором года?
Андрей Белоусов стал символом усиленного госконтроля, курировал восстановление экономики и борьбу с ростом цен. А крупному бизнесу запомнился прогремевшими «нахлобучили» и «С кем вы, «мастера культуры»?», а еще принуждением к инвестициям и повышением налогов.
В: Андрей Рэмович, довольны ли вы темпами экономического развития?
О: Формально говоря, да, потому что экономика восстанавливается быстрее, чем ожидалось. Есть простой критерий: если произведение темпов роста 2021 года и 2020 года выше единицы, то мы преодолеваем спад 2020 года.
По текущим оценкам, темп роста ВВП в этом году составит около 4,5%. Мы превысим запланированный темп по инвестициям, по общему росту ВВП, по промышленному производству, по реальной заработной плате. А вот по реальным доходам останемся примерно на уровне 2019 года из-за провала в 2020 году. Не всем странам удалось превысить уровень спада: США, Китай превысят, а Европа, например, нет. При этом не решен целый ряд задач. Не до конца решена проблема малого бизнеса. Хотя формально численность этого сектора растет и даже превысила запланированные показатели. Однако рост происходит в значительной мере за счет легализации самозанятых, а не за счет создания новых компаний. Это сильно беспокоит.
Вторая проблема, которая до сих пор не решена, — это молодежная безработица. На фоне стабилизации ситуации с безработицей в целом молодежная безработица остается на высоком уровне. Мы этой проблемой предметно занимаемся. Есть такие простые вещи, как KPI вуза. Учебные заведения нужно оценивать по трудоустройству выпускников в соответствии с полученной специальностью. То же самое касается колледжей, которые нуждаются в глубокой модернизации. И нам нужно заново выстраивать коммуникацию с крупным бизнесом.