Девятое искусство
Во Франции комиксы считаются национальным достоянием — они внесены в реестр признанных искусств под номером девять, их изучают в школе, по ним защищают диссертации. Почему комиксы — это серьезно, рассказывает переводчик Михаил Хачатуров.
Любят ли во Франции комиксы? Вероятно, вы будете озадачены, услышав в ответ категоричное «нет». Дело в том, что словом «комиксы» (les comics) во франкоязычном мире называют исключительно американскую массовую продукцию про супергероев. Так что если вы захотите поговорить с французами про комиксы, называйте их «банд дессине» (la bande dessinée), или просто BD («бэ-дэ»), что в буквальном переводе означает «рисованные полосы». И тогда вы узнаете, что во Франции их не просто любят, а очень любят. И даже считают, что совершенно справедливо, своим национальным достоянием. Напротив, «ле комИкс» (да-да, вот так, с ударением на «и») французы не жалуют, что регулярно подтверждается рейтингами продаж: из года в год их доля на рынке составляет всего 5–10%, тогда как у BD — 65–70%. Как говорится, почувствуйте разницу! Заметим, что сам по себе термин «ле комИкс» не несет никакого уничижительного оттенка. Это всего лишь вопрос формата. Американские авторские комиксы, к примеру, относятся уже к la bande dessinée.
Кажется, что термин la bande dessinée существовал всегда, по крайней мере с момента появления самих комиксов в середине XIX века. Однако это не так! Он появился в конце сороковых, уже после Второй мировой войны, но оказался настолько удачным, что в рекордные сроки вытеснил все остальные.
Случайно или нет, но вслед за появлением термина начался небывалый рост интереса к la bande dessinée. Долгое время ядром этого явления была Бельгия — именно там выходили самые популярные франкоязычные комиксные журналы (Tintin, Spirou), находились головные офисы крупнейших издательств (Casterman, Dupuis, Le Lombard), создавались самые успешные серии (Les aventures de Tintin, Spirou et Fantasio, Lucky Luke, Blake et Mortimer, Les Schtroumpfs...). И только в 1959 году, когда в Париже начал издаваться журнал Pilote, а на его страницах появился Астерикс, центр комиксной мысли переместился во Францию и получил здесь постоянную прописку.