В плену антиутопий
В 2021 году настоящая битва экосистем развернулась между «Яндексом» и «Сбером». За что они сражаются и окончится ли вообще эта война?
Еще недавно «Яндекс» и «Сбер» были партнерами, их совместное предприятие просуществовало с 2017 до июля 2020 года, когда был завершен раздел активов: «Яндекс» забрал себе «Яндекс.Маркет», а «Сбер» — «Яндекс.Деньги». Позже глава Сбербанка Герман Греф признался, что каждый из партнеров строит свою экосистему и конкуренция идет «практически по всем фронтам».
В 2021 году эта конкуренция только обострилась: выручку от нетрадиционных для себя бизнесов обе компании увеличивают в разы и уже объявили, что будут тратить на развитие экосистем сотни миллионов долларов. «СберМаркет» противостоит «Яндекс.Маркету», «Яндекс.Лавка» конкурирует с «Самокатом», «Кинопоиск» — с Okko, «Яндекс.Карты» — с 2GIS. («Самокат» и 2GIS входят в совместное предприятие «Сбера» и VK «О2О Холдинг»). Только за первое полугодие 2021 года «Сбер» потратил на нефинансовые сервисы $1 млрд, а в ближайшие три года хочет вложить еще 300–350 млрд рублей, или более $4 млрд, говорила финансовый директор Сбербанка Александра Бурико. Капитальные затраты «Яндекса» за девять месяцев 2021 года составили $354 млн, а за весь 2020 год — $332,3 млн. Финансовый директор «Яндекса» Светлана Демяшкевич говорила, что только на электронную коммерцию («Яндекс.Маркет», «Яндекс. Лавка» и «Яндекс.Еда») компания потратит $600–650 млн, хотя раньше планировалось инвестировать $400–500 млн.