Трудности доказательного перехода
Перевод обучения в онлайн-среду из-за пандемии позволил накопить новые – цифровые – данные. Они могут дать новое знание и повысить эффективность обучения. Но пока что предстоит научиться обращаться с этими данными.
Вопрос о доказанном качестве образования в новых условиях становится ключевым для развития высшего образования, говорится в свежем докладе «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию». Доклад подготовили 13 российских вузов и Минобрнауки. Поэтапный переход от управления на основе фрагментарной и разрознен ной информации к управлению на основе данных назван в докладе «значимым фактором обновления цифровой инфраструктуры» российских вузов. Но пока эта практика в российских университетах представлена «на разном уровне разработки», пишут авторы доклада.
Анализ больших данных становится не просто инструментом сбора и интерпретации информации о студентах, говорится в докладе. Он важен и для управления образованием: можно быстро реагировать на сложности: фиксировать проблемные зоны в обучении и оказывать поддержку студентам, обнаруживать дефициты конкретных программ или работы преподавателей. Но, продолжают авторы доклада, несмотря на почти два года работы университетов в новом режиме, исследования, в том числе и социологические, не обнаруживают существенных измене ний в системах управления. Учебной аналитики как системы почти ни в каком вузе нет.
Пандемия собирает базу
О революции в сборе и анализе данных в вузах говорить пока рано, пола гает Алексей Егоров, руководитель магистерской программы «Доказатель ное развитие образования» Института образования НИУ ВШЭ. Но переход образования в онлайн в пандемию обусловил спрос на доказательный под ход — и государства, и общества. Это, объясняет Егоров, произошло из-за того, что при переводе в онлайн-среду возникло множество вопросов, на которые было сложно отвечать: практически не было данных. А массив доступной информации увеличился, начали использоваться новые источники данных — например, социальные сети.