На ликвидной волне
Объем первичных размещений акций российских компаний установил 10-летний рекорд.
Так называемые вертолетные деньги, напечатанные правительствами развитых стран для поддержки населения и бизнеса во время пандемии, в 2021 году упали и на российский рынок публичных размещений. На конец ноября совокупный объем первичных (IPO) и вторичных (SPO) размещений в России составил $7,55 млрд. IPO провели семь российских компаний, суммарно они привлекли около $3,8 млрд, рассчитали аналитики «Ренессанс Капитала». Столько же, почти $3,8 млрд, в 2021 году компании выручили в результате SPO. Привлеченные российским бизнесом $3,8 млрд — рекорд для IPO с 2011 года. Правда, до абсолютного рекорда 2007 года далеко: тогда объем средств, привлеченных российскими компаниями в результате IPO, приблизился к $30 млрд.
На российском рынке IPO сказалась глобальная волна ликвидности, значительную часть вливаний совершили международные инвесторы, отмечает директор департамента анализа рынка акций «Атона» Виктор Дима. В России долгое время были закрыты возможности выйти на биржу, после присоединения Крыма, с 2015 года, ландшафт рынка IPO напоминал пустыню. И в 2021 году компании и инвесторы воспользовались открывшимся окном. Теперь в IPO активно участвуют и российские частные инвесторы, добавляет Виктор Дима. Совокупная капитализация ставших публичными компаний на 25 ноября приблизилась к $15 млрд. Однако бумаги большинства из них торговались хуже, чем на момент выхода на биржу: капитализация Fix Price упала на 21%, Softline — почти на 10%, ЦИАН — на 14%, «Ренессанс cтрахования» — примерно на 4%.