Картины мира в стихах слепоглухонемого поэта
Какой образ реальности порождало воображение человека, с детства лишенного зрения и слуха? Какие слова, метафоры, синтаксические конструкции и иные языковые средства подбирает поэт, которому не дано видеть и слышать?
Чтобы ответить на эти вопросы, проведем лингвистический анализ некоторых прозаических и поэтических текстов Ольги Скороходовой (1911–1982), воспитанницы загорской школы-интерната для слепоглухих детей.
Анализ языковой картины мира в текстах Ольги Скороходовой
Слепоглухонемые авторы, обученные по специальным методикам, создавали тексты самого разного характера. Широко известны, например, произведения Хелен Келлер (1880–1968), слепоглухой американской писательницы. Однако именно ее сочинения часто рассматриваются как набор штампов, бесконечных повторов и даже очевидного плагиата. Может ли автор, лишенный зрения и слуха, создавать произведения, в которых отражалось бы личное, яркое восприятие действительности?
Ученица отечественного педагога-дефектолога Ивана Соколянского Ольга Скороходова всей жизнью доказала высокую творческую способность слепоглухого человека, сама стала ученым-дефектологом, кандидатом педагогических наук, автором поэтических и прозаических текстов. Ольга Скороходова переписывалась с Максимом Горьким, которого восхищало упорство и мужество человека, вопреки всем трудностям добившегося поставленных целей.
Важным этапом в процессе освоения родного языка профессор И. А. Соколянский считал воспитание у учеников привычки вести дневники. Он правил записи учеников, помогал строить композицию текста. Педагог полагал, что дневники помогут им лучше формулировать мысли, разовьют навыки самонаблюдения и владения родным языком.