«Зеленая» экономика
1Контекст
ESG, или Environmental, Social and (сorporate) Governance. Аббревиатура переводится как «Экология, социальная политика и корпоративное управление».
E — Environment:
ответственное отношение к окружающей среде. Это сокращение выбросов парниковых газов, предотвращение изменения климата, сокращение отходов и их переработка, ответственное использование ресурсов.
S — Social:
высокая социальная ответственность. Это обеспечение хороших условий труда, гендерного баланса в компаниях, охраны здоровья сотрудников, инвестиции в социальные проекты.
G — Governance:
высокое качество корпоративного управления. Это прозрачная отчетность, зарплаты менеджмента, здоровая обстановка в офисах, противодействие коррупции.
2Цифры
40% покупателей по всему миру сначала обращают внимание на то, поддерживает ли компания права человека, насколько она инклюзивна и этична, а уже затем решают, совершить ли покупку товара или услуги этой компании.
98% опрошенных в 2020 году институциональных инвесторов заявили, что строго отслеживают ESG-рейтинг компании.
До $50 трлн могут вырасти глобальные активы ESG к 2025 году. Это составит треть от прогнозируемого объема активов под управлением во всем мире.
До 86% вырос в 2021 году показатель расового разнообразия в компаниях США из списка Fortune 100. В 2020 году этот показатель составлял 54%.
50% стран, штатов и городов мира взяли на себя обязанность достичь чистого нулевого уровня выбросов к 2050 году. Это означает сокращение объема выбросов парниковых газов практически до нуля, а все оставшиеся выбросы должны поглощаться из атмосферы естественным путем — например, лесами и океанами.
8 из 10 опрошенных руководителей компаний считают, что вопросы ESG-повестки становятся одними из основных во время пандемии. В этот период возросли опасения инвесторов и потребителей, а соответствующая принципам ESG бизнес-стратегия может стимулировать долгосрочные конкурентные преимущества за счет инноваций, дифференциации бренда, экономической эффективности и удержания талантов.
3Факты
Apple
Достигла гендерного равенства в оплате труда сотрудников компании по всему миру, а также гендерного, этнического и расового равенства в оплате труда своих сотрудников в США. По результатам 2021 года 47% руководящих позиций в компании занимают женщины — это на 10% больше, чем в 2020-м, и на 87% больше, чем в 2014-м. Компания также достигла углеродной нейтральности для корпоративных выбросов: с 2020 года предприятия Apple работают на 100-процентно возобновляемой электроэнергии.
Hasbro Inc.
Стала первой компанией по производству игрушек, которая начала использовать индекс Хигга — инструмент, с помощью которого измеряется и оценивается экологичность компании в цепочке поставок. К концу 2022 года Hasbro — крупнейший в мире производитель игрушек — планирует почти полностью отказаться от пластика в упаковке, а к 2025-му — уменьшить потребление энергии на 25% и потребление воды на 15%. Социальная поддержка местных сообществ в 2020 году составила $25 млн и затронула 4 млн детей. В 2022 году Hasbro в 11-й раз подряд стала одной из самых этичных компаний мира по версии Ethisphere.
Intel Corp.
Сэкономила 35,2 млрд л воды и восстановила 7,5 млрд л, инвестируя в проекты по восстановлению водоразделов. 99% пресной воды, которую сейчас использует Intel, корпорация планирует вернуть местным сообществам и окружающей среде. Кроме того, сотрудники Intel собирают пожертвования в фонд поддержки пострадавших сообществ. Так, в 2021 году 16 благотворительных кампаний собрали почти $2 млн для помощи населению 13 стран, пострадавших от лесных пожаров, наводнений, штормов, торнадо, землетрясений, ураганов и COVID-19.
PepsiCo
Внедрила методы восстановительного земледелия на 345 тыс. акров. Это очередной шаг на пути к цели в 7 млн акров — примерно столько составляет сельскохозяйственный след PepsiCo. Более 70% используемой компанией электроэнергии поступает из возобновляемых источников. В 2021 году PepsiCo достигла цели снизить в своих продуктах содержание насыщенных жиров на 75%.
Activision Blizzard
Стремится обеспечить комфортные условия труда для сотрудников: запускает механизм обратной связи с менеджерами, начинает политику абсолютной нетерпимости к домогательствам на работе, повышает прозрачность для сотрудников. Компания — одна из крупнейших в сфере компьютерных игр и развлечений — также преуспела в области экологии: к 2023 году потребление пластика должно снизиться на 50%, а к 2050-му компания должна достичь нулевого уровня выбросов.
«Яндекс»
В 2021 году сфокусировался на бесплатных образовательных проектах: это «Яндекс.Учебник», платформа для школьных учителей, «Академия Яндекса», где школьники и студенты могут получить IT-образование, пройти совместные образовательные программы с вузами и т.п. Все эти проекты охватили более 6,3 млн человек. Новые сотрудники попадают в экосистему «Яндекса» вне зависимости от пола, национальности, религиозных взглядов, наличия или отсутствия инвалидности — например, в 2021 году с компанией сотрудничали около 2 тыс. водителей такси с нарушениями слуха.
VK
Запустила программу VK Women — это женское сообщество внутри компании, участницы которого делятся друг с другом профессиональными знаниями и опытом. VK также включила в корпоративное страхование дородовой уход. По результатам 2021 года число сотрудниц составило 37%. Среди заметных экологических инициатив компании — раздел сервиса «Добро Mail.ru», посвященный защите окружающей среды. За прошедший год число пожертвований на экопроекты выросло на 61% и составило 3,2 млн руб. Из них 500 тыс. руб. отправили на борьбу с лесными пожарами в Республике Саха (Якутия), 300 тыс. — в фонд помощи дельфинам «Дельфа», еще 200 тыс. руб. помогли в создании лесного питомника в Калужской области. Большинство офисов VK полностью или частично перешли на светодиодное освещение или планируют сделать это в ближайшие два года.
«Росатом»
Создал два проекта совместно с Газпромбанком, которые были признаны победителями премии «Лучшие ESG-проекты в России» в номинациях «Недорогостоящая чистая энергия» и «Ответственное потребление и производство». Наградами отметили устойчивое финансирование проекта по строительству ветропарков и выпуск «зеленых» облигаций на сумму 10 млрд руб. Кроме того, «Росатом» запустил серию курсов об устойчивом развитии для специалистов атомной отрасли — на них слушатели получают базовые знания об ESG и сразу учатся применять их на практике.
РЖД
Добились снижения углеродного следа от перевозки 1 т груза на 1 км по железной дороге до 7,8 г — это один из самых низких показателей в мире. Экологическая стратегия РЖД сформирована до 2030 года: в планах компании вторично использовать 90% промышленных отходов, снизить уровень шумового воздействия до 55 дБ, внедрять альтернативные источники энергии. Например, сейчас в разработке находится состав, работающий на водороде.
«Энел Россия»
На протяжении полугода удерживает лидирующую позицию в ESG-ренкинге российских компаний, составляемом агентством RAEX-Europe (по состоянию на июль 2022 года). Компания занимается альтернативной энергетикой, среди проектов — Азовская ВЭС мощностью 90 МВт в Ростовской области и крупнейший ветропарк за полярным кругом — строящаяся Кольская ВЭС в Мурманской области. В планах на 2022 год у компании значится обучение по вопросам соблюдения прав человека для сотрудников и руководителей, а к 2024-му — сокращение использования одноразового пластика почти в три раза. Также у «Энел Россия» есть программа поддержки и развития местных сообществ: корпорация закупает оборудование для школ, поддерживает студентов местных университетов и обустраивает общественные зоны.
Источники: «Атомный эксперт», «РБК Тренды», РЖД, «Росатом», «Энел Россия», «Яндекс», Activision Blizzard, Apple, Bloomberg, Deloitte, EY, Hasbro Inc., Intel Corp., PepsiCo, PwC, UBS, VK
Фото: Schmidt-z / Getty Images; Richard Drury / Getty Images; Pakin Songmor / Getty Images; Enot-poloskun / Getty Images