Посредник
Камень — вечный спутник человека. Идеальный материал для жизни: и дом, и инструмент, и оружие, и вместе с тем источник вдохновения. Искусствовед Надежда Проказина о том, как материя помогает художнику выразить нематериальное.
Чтобы выразить невыразимое, человеку нужен посредник. Речь не о другом человеке, но о мире материалов и об искусстве – совершенной деятельности человека. Найти посредника, кратного способностям, – задача для чувств и разума. Сопротивление материала укрепляет дух, а сильный дух претворяет материю. Материал – немой свидетель таланта и состояния мастера: его слабостей, желаний, его напряжения или его внутренней наполненности смыслом. Материал не терпит отвлечения и внешних интересов – он теряет свои свойства, уступая эгоистичному замыслу человека. Допуская любое прикосновение, материал требует дисциплины, желаемый эффект достигается лишь в условиях, когда его возможности раскрываются до конца, без нарушения внутренней логики.
Магия цвета и прозрачности драгоценных камней – алмазов, рубинов, изумрудов и многих других – дала простор для фантазии человека, разработавшего символику цвета и наполнившего его смыслом. Такой камень, полный внутренней силы, часто не гранили совсем, лишь подчеркивали его естественную красоту.
Одухотворить инертную материю, увидеть и раскрыть красоту, заложенную внутри каменной глыбы, – тема для скульптуры. Для мастера камень – от твердых и вечных до мягких и хрупких пород – простор для самореализации. Твердые породы – нефрит, граниты, базальты, порфиры, лабрадорит, диорит, диабаз – упрямы и с трудом поддаются обработке. Однако при полировке открывается их уникальная текстура, поверхность приобретает блеск, а разнообразие цвета – от спектра серых, белых, черных до насыщенных красных, зеленых, синих, желтых – компенсирует лаконизм формы и пространства.