Жизнь в Венеции
Раз в два года, весной, к бесчисленным венецианским туристам добавляются иные, отличающиеся потоки явных чужестранцев. Они увешаны шоперами, одеты богемно. Эти люди в той или иной степени имеют отношение к современному искусству и находятся здесь ради Венецианской арт-биеннале.
Тема, сформулированная куратором биеннале, бразильцем Адриано Педросой, — «Чужестранцы повсюду» — прозвучала в этом году очень актуально. Было много ожиданий, не все из которых оправдались. Отсутствие современных медиаформатов — инсталляций мало, фильмов мало, «цифры» и искусственного интеллекта практически нет — вместо этого много наивной живописи представителей коренных народов, еще больше уже изрядно надоевшего текстиля, а также модернистов «глобального Юга» прошлого столетия, почти все из которых мертвы. Довольно однобокий разговор о настоящем и никакого выхода в будущее.
Посмотреть кураторский проект я сходила несколько раз, и после довольно внимательного в него погружения взгляд начал меняться. Как будто проявилась суть того упорства, с которым Адриано Педроса вытаскивает на свет божий всех, кто прежде не был замечен и не звучал достаточно громко по причине неудачного места рождения, неправильного цвета кожи — или еще по каким-то причинам «инаковости». В своем желании дать слово всем он действительно несгибаем. И если слово это звучит посредством наивной живописи или народных промыслов, значит, так тому и быть. В итоге проект традиционен настолько, что начинает звучать радикально.
Не получится двигаться дальше в какое-нибудь будущее, если не закрыты дыры прошлого. Пока есть те, чьи голоса по-прежнему не слышны. Давайте сначала все окажемся на одной ступеньке, увидим и услышим друг друга. Примерно так звучит для меня теперь кураторское высказывание.