Письмо редактора
Лет тридцать назад люди в нашей стране поняли, что английский язык не менее важен, чем русский. В итоге нынешняя молодежь не знает, что такое языковой барьер. В начале XXI века стало очевидно, что без умения писать код в современном мире делать нечего, – и сегодня программируют все, начиная от лингвистов и заканчивая музыкантами. Еще через десять лет наиболее прозорливые стали учить детей не только компьютерным наукам и английскому, но и китайскому или, в крайнем случае, арабскому. И сейчас они на коне. За всем этим почти забыли про родной язык. Мои дети, например, постоянно спрашивают: зачем заниматься русским столько лет?
Помимо очевидных доводов, которые приводят в школе, не так давно появился новый аргумент, убедительный для молодого поколения. Развитие генеративных технологий, где нейросеть на основе словесных описаний создает картины, музыку, стихи, а скоро станет делать комиксы и фильмы, выводит на первый план именно владение языком. Для того чтобы ИИ нарисовал или сочинил что-то приличное, надо ему очень доходчиво и понятно рассказать, какой результат вы хотите получить. А это, оказывается, проблема для большинства. Поначалу все смеялись над новой профессией – промптдизайнер, человек, который объясняет нейросетям, что нам от них нужно. Однако насмешки быстро прекратились. Сегодня это вполне приличная профессия, даже мы в редакции иногда пользуемся услугами подобных специалистов. И это только начало: скоро людям предстоит общаться с беспилотными автомобилями, комбайнами, тракторами, самолетами, кораблями и множеством других умных устройств. И люди, прекрасно владеющие родным языком, наконец станут востребованными. Пора возвращать в школу риторику. Если вы еще помните, что означает это слово.