Новая родина
В 1907 году несколько сотен татар, живших под Омском, бросили свои дома, покинули Россию и отправились в эмиграцию в Османскую империю
Cаадет 85 лет. Ее отцу было четыре года, когда он приехал с родителями из Омска. Дочери он рассказывал, как жители села долго и со слезами прощались с теми, кто решился на переселение. Как выяснилось позже, путешествие было очень опасным, и многие не добрались до нового дома.
Саадет горюет, что раньше люди были более зажиточными – в каждом доме свои овцы, корова; молодые ценили сельскую жизнь, а сейчас уезжают в большие города.
Талипу и Разие по 74 года. Женщина держит фото своей матери Фейзие. Она была среди первых детей, которые появились на свет на новой земле. Фейзие рассказывала дочери о горестях и сложностях жизни в первые годы переселения: каждый день умирали люди от голода и тяжелого, непривычного для татар климата – сухого и жаркого.
В Богруделике нет детей, живущих тут постоянно. Они приезжают навестить бабушек и дедушек. В селе нет детского сада, а здание школы заброшено. Чем старше дети, тем сложнее заманить их на каникулы в Богруделик, особенно тех, что растут за пределами Турции, в Европе.
Возвращение из паломничества в Мекку одной из семей празднуют всем селом. Все собираются в одном из дворов. За столом сидят по очереди – если место занято, приходится подождать. Женщины и мужчины едят отдельно – таковы традиции.
Хлеб в Богруделике пекут сами. В селе есть три семьи, которые делают это по старой традиции – в специальной печи.
Местные жители держат овец. Пастух загоняет их в стойло.
Фейязу 76 лет. В молодости он уехал в Германию: «Требовалась рабочая сила, и мы поехали с женой». Прожил там 40 лет, свободно говорит на немецком. Вернулся в Богруделик, чтобы провести пенсию на родине. Читает дома Коран.